Сельские вечера в жизни и на сцене

В День театра на сцене Абатского РДК состоялась очередная премьера. В преддверии 95-го юбилея Абатского района театральный коллектив "Альянс" Абатского РДК приготовил для своих зрителей настоящий подарок.

Постановочная группа и актёры много сделали для создания интересного, весёлого и поучительного спектакля "Сельские вечера" по пьесе Василия Леканова. Постановка спектакля раскрыла новые возможности народного театрального коллектива, ведь в его составе много молодых одарённых актёров. С некоторыми из них абатская публика уже знакома, а для некоторых это был первый выход на театральную сцену. Театральное представление началось с минуты молчания в память о тех, кто погиб при пожаре торгового центра в городе Кемерово.

В сюжете пьесы, пожалуй, нет ничего нового: подобные ситуации в колхозной жизни можно встретить часто и в пьесах, и кинофильмах. В один из колхозов, где председателем работает Прокопий Беляев, приезжает его друг, зоотехник Фёдор Канов, направленный на укрепление колхоза.

Прокопий любит своё дело, но, не имея опыта руководства сложным хозяйством, многое не замечает. Колхоз имеет крупную животноводческую ферму, которая находится в руках его дяди Ивана - пьяницы. Иван запустил ферму, скот утопает в навозе. Но председателю неудобно обижать родственника, к тому же жена Ивана - тётка Дарья, первая сплетница на селе, может ославить кого угодно. Кроме того, Прокопий вырос и воспитывался у них, Ивана и Дарьи, не имевших детей.

Всё это заставляет Прокопия терпимо относиться к недостаткам на ферме. Иного мнения жена Прони - Ульяна. Любя всей душой своего мужа, она хочет видеть в нём не только внимательного, любящего её человека, но и умного руководителя колхоза. Она не идёт на компромиссы, ни на какие сделки со своей совестью. Беспощадно изобличает она перед мужем все неблаговидные поступки Ивана и требует его заменить более энергичным и честным работником. Прокопий находится "между молотом и наковальней", не знает, как ему поступить. Он любит жену, верит ей, но ему кажется, что она слишком непримирима к Ивану и Дарье и пытается сгладить конфликт между ними.

В этот момент и приезжает Фёдор Канов. Прокопий обрадовался приезду друга, хотя когда-то в юности оба они были влюблены в Ульяну. Прокопий вспоминает эти годы, когда они втроём ходили на облюбованное место у развесистой рябины, играли оба на баяне и гитаре и пели. Пела с ними и Ульяна. Песня, которую они так любили, ещё и теперь сохранилась в памяти. Из двух друзей, одинаково горячо любивших Ульяну, она выбрала Прокопия. Тогда Фёдор виду не показал, что обижен, уехал учиться.

С той поры прошло "немало времени, а он не спешил возвращаться в родные места". Как обычно, после окончания трудового дня Ульяна принарядилась, приготовила свежую рубашку мужу, прибрала в избе, накрыла на стол. И вдруг появляется тётка Дарья. Она, окинув взглядом комнату, увидев нарядную Ульяну, оценила это по-своему: решила, что Ульяна ждёт Канова, для него принарядилась. Отсюда и завязывается интрига. Тётка не преминет шепнуть Прокопию, когда ей это выгодно, как "ведёт себя Ульяна". Встреча Прокопия, Ульяны и Канова была задушевной, даже песню юности вспомнили и спели под баян.

После лирического начала заговорили о делах колхоза и цели приезда Фёдора. С обычной своей откровенностью Ульяна рассказала Фёдору о тяжёлой обстановке на ферме. Прокопию это не понравилось. Он оценил поступок жены, как своего рода "предательство" по отношению к нему. В семье начались нелады. Конфликт между Прокопием и Ульяной усугубляется после колхозного собрания, где она осудила мужа и внесла предложение о снятии Ивана с должности заведующего фермой. Партийное бюро колхоза предложило освободить с работы Прокопия Беляева и избрать председателем колхоза Фёдора Канова.

Колхозники одобрили предложение партийного бюро. И вот Прокопий не у дел. Честь его, как ему кажется, поругана. Он уже верит теперь наговорам тётки Дарьи о близости Ульяны и своего друга Канова. Сражённый последним подозрением, перешедшим в уверенность, когда он встретил жену и Фёдора вместе, он уходит из дому. Ульяна никогда не думала о таком финале. Она начинает раскаиваться в том, что слишком резко выступила на собрании. Однако её гордость, сознание собственной правоты не даёт ей возможности обратиться к мужу с просьбой вернуться домой, хотя она ждёт от него ребёнка. Кстати, сам Проня ещё не знает об этом.

Особенностью комедии В. Леканова "Сельские вечера" является двухсюжетность: параллельно с основным сюжетом строится второй самостоятельный сюжет, не связанный с производственными делами колхоза и личными переживаниями главных героев. В пьесе, кроме упомянутых героев, живут активной жизнью очень интересные люди, среди которых выделяется колхозный кладовщик Митя по прозванию Гиря. Это прозвище он получил за необычайную силу. Кулаки Мити, опускавшиеся на плечи или голову противника, били сильно, без промаха, как удары пудовой гири. Поэтому многие побаивались его. Интересен характер Мити Гири.

Мысли в его голове ворочались медленно, как мельничные жернова, он не сразу понимал сказанное ему, но зато, поняв, усваивал так крепко, что переубедить его в чём-либо было трудно. Митя любил петь, но у него не было слуха, и каждую песню он пел "поперек нот". Любя музыку, он купил у Прокопия Беляева баян, который когда-то любил сам Проня, но теперь считал для себя несолидным играть на нём: ведь он руководитель колхоза, женатый человек. А Митя ходил с ним по селу, пугая своим громким басом и нескладными звуками баяна колхозных девушек.

Он молод, и, как все сильные люди, полюбил девушку - полную противоположность себе. Это была тоненькая, хрупкая, высокая Наташа, сестра Ульяны. Наташе вовсе не нравился Митя, и она ему откровенно об этом сказала. Но он никак не мог понять, что она его не любит. Ведь должна же она кого-нибудь полюбить, если до сих пор ни с кем из сельских ребят не ходит. Значит, её избранником должен быть он, - Митя Гиря. Но он не единственный поклонник Наташи.

В неё не менее сильно влюблён колхозный пчеловод Вася Пелёв, маленький невзрачный человечек, любивший сочинять стихи. Стихи у него всегда были нескладны и смешны, как и он сам. Однако это его не смущало. Влюбившись в Наташу, он сочинил в её честь стихи и решил преподнести ей горшочек самого лучшего душистого мёда.

Пелёв вошёл в дом, где жила Наташа, вместе с девушками, и в присутствии их торжественно произнёс:

Ты, Наташа, как ароматный

цветочек,

Впрочем: даже лучше всякого

цветка.

С мыслью о тебе на пасеке

медочек

Цедит моя честная мозолистая рука.

Сидевшая на подоконнике Наташа от души расхохоталась, услышав эти вирши. Но не успела она и слова молвить, как, появившись в окошке, Митя схватил своими медвежьими лапами Наташу с подоконника и спустил на землю, погрозив Пелёву своим страшным кулаком. Влюблённый в Наташу Митя не замечает, что по нему сохнет работница молочной фермы Груша.

Все в колхозе знают об этом, кроме Мити. Она всячески пытается привлечь внимание кладовщика, кстати и некстати попадаться ему на глаза, но безуспешно. Ослеплённый своей страстью к Наташе, он не видит ни ласковых улыбок, ни слёз Груши. Груша отчаянно борется за свою любовь. Она не теряет из виду Митю и следит за каждым его шагом. Вскоре он узнает, что Наташа полюбила Фёдора Канова и он её тоже. Это известие Митю ошеломило.

У него возникает мысль высказать свои чувства к Наташе в письме. Он садится за стол, берёт бумагу и начинает писать. Но тут же останавливается. Вдруг его письмо Наташа покажет Канову, и они оба будут смеяться над ним. Нет, этого он не допустит. Митя рвёт письмо. Из глаз его льются слёзы. В этот критический момент входит Груша. В таком виде Митю она не видела никогда. Ей жаль его. Она просто выражает ему сочувствие и признаётся Мите в своей любви. Тут Митя совсем растерялся. Чтобы утешить Грушу, он гладит её ласково и называет Грушенькой. А Груше этого и надо. Она советует ему забыть Наташу. Митя не сразу сдаётся, но в конце концов девушка добивается своего и женит Митю на себе.

Заслуживает внимания образ тётки Дарьи, выписанный с любовью и мастерством. Дарья необычайно ярка. Основная черта её характера - болтливость. Язык не даёт ей покоя. Дарья не просто сплетница. Её острый глаз подмечает всё, богатое воображение дополняет всё виденное и слышанное, и создаются такие истории, от которых доверчивому человеку не поздоровится, плохо будет и тому, кого не взлюбит тётка Дарья. И она делает своё дело.

Комедия заканчивается свадьбами Наташи и Канова, Груши и Мити Гири и примирением супругов Беляевых. Важным компонентом спектакля явилась музыка. Режиссёр спектакля Ольга Усольцева умело использовала музыку в музыкальном сопровождении некоторых сцен. Спектакль "Сельские вечера" стал большой удачей театрального коллектива. Он был свеж, ярок, щедр подлинными чувствами исполнителей, отличался обилием тонких находок, оригинальных мизансцен.

В роли Прокопия Беляева выступил В. Медведев. В его образе было много достоверного, взятого из жизненных наблюдений. Органично вошла в роль Ульяны С. Агешина, создавшая убедительный внешний и внутренний облик современной колхозницы. Яркий, подлинно комедийный персонаж в спектакле - Дарья. Образ великолепно и блистательно исполнен Г. Клишевой. Тётка Дарья в её исполнении безумно полюбилась зрителю. Прекрасно дополняет Дарью её муж Иван, которого изумительно играл В. Струнин.

Роль Мити Гири играл А. Сартаков, молодой и не менее талантливый артист. В исполнении артиста И. Домнина – В. Пелёв. Роль Наташи, первой красавицы в колхозе, прекрасно сыграла А. Вьюхова. Д. Кухта играл роль Фёдора Канова, молодого и красивого человека, которого полюбила всей душой Наташа. Творческим достижением артистки О. Медведевой стала роль Груши. Её Груша непосредственна в своих чувствах, обаятельна, правдива. В роль молодых и восторженных подруг Наташи прекрасно вошли девушки из танцевального ансамбля "Метелица" И. Сильнягина, Ю. Сильнягина, О. Викулова, А. Окунева, Д. Фенёк и Л. Ядыкина. Безусловно, свою лепту внесли звукорежиссёр Э. Зайцев, световое сопровождение И. Рушковского.

Спектакль стал дальнейшей ступенью творческого роста всего театрального коллектива. Режиссёр спектакля Ольга Усольцева в точности подобрала роль каждому герою, учитавая особенности и черты характера.

По окончании спектакля И. Васильев, глава администрации Абатского муниципального района, поздравил всех собравшихся с новым событием театральной жизни села, с удачной премьерой и пожелал актёрам новых творческих высот. Нам остаётся пожелать продолжения театрального успеха.

А.Косарева

Фото автора

Поделиться: