Развиваемся играя

"Ум ребёнка – на кончиках его пальцев." В. Сухомлинский

Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаёшь себе вопросы: от чего зависит успешность ребёнка в школе, каким образом стимулировать его развитие?

Мы считаем, что особое положительное влияние на развитие ребёнка можно осуществлять средствами продуктивной деятельности, так как продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребёнка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками - значит, приобретать бесценный жизненный опыт.

К тому же в настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, то есть умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания.

Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Поэтому в своей педагогической деятельности я решила попробовать работать с детьми в более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной технике – квиллинг. Что же такое квиллинг? Квиллинг является достаточно древним видом искусства. Он также известен как бумагокручение, бумажная филигрань, бумажная мозаика. Своё название техника получила от английского слова "quill", что означает "перо", так как изначально бумагу скручивали с помощью крупного птичьего пера.

Этот вид искусства возник в Европе в конце XIV — начале XV века, и занимались им, как правило, монахи и монахини. Монахи с помощью квиллинга украшали предметы религиозного культа, используя самодельную бумагу и даже обрезанные края книжных страниц. Монахини накручивали бумагу с золочёными краями на кончик птичьего пера, создавая изящные медальоны. Эти миниатюрные шедевры при ближайшем рассмотрении создавали полную иллюзию того, что изготовлены они из тоненьких золотых полосок.

И хотя от средневековых шедевров мало что сохранилось из-за недолговечности бумаги, сама техника сохранилась до наших дней. Бумагокручение как рукоделие очень быстро распространилось по всей Европе, но из-за дороговизны бумаги, особенно высококачественной и цветной, это искусство стало привилегией знатных дам. Различные шаблоны и руководства публиковались в популярных журналах, и аристократки посвящали весь свой досуг новому модному веянию, изготавливая разные поделки из бумаги, подарки, украшения, предметы декора.

Существует огромное множество типовых фигур, но, проявив фантазию, всегда можно придумать что-то новенькое и создавать настоящие филигранные шедевры. К примеру, из бумажных элементов можно сложить не только прекрасное панно на стену, но и собрать вазочку для конфет или оригинальную корзинку для цветов, которые можно потом спокойно использовать по назначению – они не сломаются и не рассыпятся на части. Эта техника позволяет увидеть поистине необычные возможности самой обычной бумаги.

Таким образом, техника “quilling” – эффективная техника для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющая на общее развитие личности ребёнка.

К. Тайщикова, воспитатель МАДОУ АР д/с "Сибирячок"

Поделиться: