Первую тюменскую нефть перевозили на наливных баржах Тюменского судостроительного завода.
"5 июля 1973 года мы проводили третье судно (плавающую электростанцию "Северное сияние" -ред.) Оно будет снабжать электроэнергией и теплом поселки, рудники и золотые прииски, расположенные на берегах Лены. Что же, можно считать, что экзамен на высшее корабельное образование коллектив завода выдержал.
Не случайно и к нам, и в адрес министерства поступает немало запросов от разных стран, в том числе и капиталистических: нельзя ли купить плавучую электростанцию?", - об этом на страницах журнала "Техника молодежи" в 1974 году рассказал директор Тюменского судостроительного завода, Герой Социалистического труда Петр Петрович Потапов.
В марте 1955 года в возрасте 36 лет Петра Потапова избрали председателем исполкома Тюменского городского Совета народных депутатов. При его содействии в Тюмени были построены телецентр, кинотеатр "Октябрь", Дворец Пионеров, детская музыкальная школа, областная картинная галерея, детская больница №1.
Но главной вехой в биографии Потапова стал Тюменский судостроительный завод, который он возглавлял его 29 лет — с 1960 по 1989-й — годы. С его приходом завод претерпел радикальные изменения, был сделан большой шаг в его развитии, что способствовало решению поставленных перед заводчанами задач: выпуску новой для предприятия продукции. По сути, это была техническая революция.
Были построены блок машиностроительных цехов, механический, инструментальный, деревообрабатывающий, судомонтажный цеха, установлено современное оборудование – внедрены автоматическая и полуавтоматическая сварка стали и алюминия, созданы участок точного литья, линии очистки металла, появились станки с программным управлением, машины для резки листового металла по программе типа "Кристалл".
О здании эллинга для полной сборки и окраски судов журналисты отзывались о нем не иначе как о чуде, "сотворенном из стекла и бетона и гордо возвышающемся над другими заводскими цехами, как поэма над будничной прозой". Не менее впечатляющим событием для завода стало создание теплой акватории для круглогодичного спуска судов на воду.
В 1969 году на Тюменском судостроительном заводе спустили на воду первую плавающую генераторную электростанцию "Северное сияние" на основе газотурбинной силовой установки, состоящей из двух газотурбогенераторов ГТГ-1 по 10000 кВт, общей мощностью 20 МВт. Группа инженеров была удостоена звания лауреатов Государственной премии СССР за комплекс работ по созданию, освоению и применению газотурбинных ПЛЭС в 1975 году.
На тюменском судостроительном заводе было построено и 20 нефтеналивных барж класса "река—река" водоизмещением по две тысячи тонн каждая.
"На них по Иртышу мы "спускали" нефть к железнодорожным нефтеналивным комплексам, - вспоминал первооткрыватель тюменской нефти Фарман Салманов, - Таким образом, в первый год работы мы добыли 100 тысяч тонн сырья, второй — 200 тысяч, третий — более 300 тысяч тонн, которые "перекачали" через наш "танкерный флот", насчитывающий уже около ста судов.
За годы руководства Тюменским судостроительным заводом Петр Потапов воплотил в жизнь много замечательных идей. Среди них — выпуск плавучей электростанции "Северное сияние", буксиров-толкачей, барж, танкеров, дизель-судов, рефрижераторов, комфортабельных пассажирских теплоходов. Всего завод произвел более 2 тыс. судов.
За эти достижения Потапов удостоен звания лауреата Государственной премии СССР и Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции. Звание "Почетный гражданин города Тюмени" ему было присвоено в 1982 году в знак признательности и уважения к одному из самых авторитетных руководителей предприятий города.
Материал подготовлен на основе информации ИА "Тюменская линия" и открытых источников.