Ирина Солнцева – учитель-логопед, рассказала о своей профессии и особенностях работы с детьми

Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека с самого детства. В настоящее время неуклонно увеличивается число детей, имеющих речевые проблемы. Таким детям рекомендуются занятия с логопедом и психологом. Поэтому востребованность специалистов в области логопедии возрастает с каждым годом.

Ирина Солнцева – учитель-логопед, специалист по работе с детьми с нарушениями функции речи. 14 ноября отмечается Международный день логопеда. Накануне профессионального праздника она рассказала о своей профессии и об особенностях работы с детьми с нарушениями речи.

- Моя трудовая деятельность по профессии началась в 2010 году. Почти 13 лет я помогаю детям и их родителям преодолеть языковой барьер, исправлять различные речевые нарушения. По сути логопед является своего рода учителем, который должен проявлять огромное терпение и понимание своих учеников. Результаты проделанной работы заставляют часто ждать себя очень долго. С некоторыми детьми приходится заниматься больше двух, трёх лет, чтобы достичь видимых улучшений.

- Ирина Сергеевна, позволяет ли ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

- Логопед – специалист разносторонний: он и педагог, и учитель, психолог и воспитатель, доктор, дефектолог, артист и музыкант. "Почему артист?" - спросите вы. Потому что любое слово, фразу, предложение нужно произнести так, чтобы ребёнок захотел говорить красиво, правильно. Музыкант – чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит и певческое дыхание, пропеть гласные звуки, передать ритм. Можно сказать, что мы меняем судьбу человека. Логопед оказывает и психологическую помощь: помогает влиться в общество, адаптирует ребёнка под социальную жизнь и способствует его развитию в плане самосовершенствования. Если с речью всё в порядке, то и успеваемость в школе будет на должном уровне с высоким качеством усвоения школьного материала.

- Какие бывают сложности в работе и как вы с ними справляетесь?

- Любая профессия сложна, и работа логопедом не исключение. Трудно найти общий язык с ребёнком, если он закрыт. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, имеет слабую память, неустойчивое внимание. Сложно донести свои рекомендации до родителей, которые, к сожалению, не понимают всей серьёзности проблемы. Конечно, они хотят, чтобы ребёнок научился говорить, но в первую очередь обращают внимание на дефекты, а не на речь в целом. Ведь важно понимать: чем тяжелее нарушение, тем неохотнее дети выполняют домашние задания.

- Ирина Сергеевна, с детьми какого возраста работать легче?

- Ко мне приходят дети дошкольного и младшего школьного возраста и в каждой возрастной категории свои особенности занятий. Например, у детей трёх лет чаще случается задержка речевого развития и требуется "запуск" речи, с детками пятилетнего и семилетнего возраста занимаюсь коррекцией звукопроизношения. Конечно же, легче работать со взрослыми детьми, которые осознанно подходят к выполнению заданий.

- Если ребёнок не говорит, в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к логопеду и, возможно, другим специалистам?

- Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов: крик, гуление, лепет, первые слова, зачатки фразовой речи и другие.

Малыш с рождения должен быть окружён речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращённой к нему речи, ребёнок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начинает и хорошо говорить. И наоборот, дети, опекаемые родителями, не нуждаются в словесном выражении своих желаний. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние. Если к двум годам ребёнок не заговорил, тогда родителю стоит обратиться к детскому неврологу. Однако часто вмешательства таких специалистов, как невролог и логопед, недостаточно для успешной коррекции. Для определения точного диагноза необходимо установить причины задержки речевого развития (ЗРР). Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования.

- С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

- Задержка речевого развития (ЗРР) – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше трёх лет. Задержка характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразовой речи к двум годам и связной речи к трём годам.

Дети с ЗРР нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Коррекционная работа при ЗРР должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь. Причины задержки речевого развития могут быть органические: перинатальные поражения головного мозга, заболевания в раннем возрасте, нарушения слуха, наследственные факторы. Также причиной ЗРР могут быть социальные причины: дефицит речевых контактов, неразвитость культуры общения в семье, педагогическая запущенность, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

Самыми распространёнными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, реже заднеязычные, губно-зубные.

- Над какими дефектами речи вам приходится работать чаще всего?

- Дефект речи - это неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологией сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространёнными являются картавость и шепелявость (виды дислалии), дизартрия, ринолалия, заикание, афазия, алалия.

- До какого возраста можно исправить речевые нарушения?

- Опыт показывает, что и в 15, и в 20, 30 и в 40 лет всё поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от её нарушений.

- Ирина Сергеевна, скажите, нужно ли самостоятельно заниматься дома? Что вы можете порекомендовать родителям для самостоятельных занятий с детьми?

- Обязательно нужно! Для начала родители должны обратиться за консультацией, диагностикой к логопеду. Логопед обозначит выявленные проблемы в речи ребёнка и расскажет, как с этим работать. Это касается понимания речи, пополнения словарного запаса, грамматического строя речи, лексического запаса, фонематического слуха, связной речи, но это не касается постановки звуков.

Профессия учитель-логопед несёт добро и счастье детям и спокойствие за их будущее родителям, ведь правильная речь – основа общения. Пожелаем И. Солнцевой высоких достижений в профессиональной сфере, новых методологических подходов в решении практических задач и успешных перспектив на будущее.

Елена Гончар

Фото автора

Поделиться: