О педагогах-ветеранах и выпускниках Ощепковской школы Абатского района

Коллектив Ощепковской СОШ, весна 1968 г.

Призвание. Профессия. Судьба.

Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом древнем процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова "что посеешь, то и пожнёшь". Во всех толковых словарях слово "наставник" трактуется одинаково - это специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие могут получить совет и рекомендации.

Быть настоящим учителем – талант. Тысячу раз прав был великий педагог К.Д. Ушинский, сказав, что вся школа, вся педагогика - это, прежде всего, учитель. Учитель не только даёт знания, он оставляет след в душе каждого человека. Ведь именно учитель помогает сформироваться этой душе.

У каждого человека свои воспоминания о школе, о любимых уроках, школьных товарищах, учителях. О тех людях, образы которых сопровождают нас на протяжении всей жизни, вдохновляют на добрые поступки и служат опорой в трудную минуту.

По инициативе Натальи Шамаль, руководителя учительской ветеранской организации, все школы Абатского района приняли участие в конкурсе эссе "Мой путь в педагогическую профессию". Я привлекла к написанию эссе на эту тему бывших учителей и выпускниц Ощепковской школы. Сколько тёплых, добрых слов об учителях было в них написано, что мне захотелось поделиться с вами, уважаемые читатели газеты "Сельская новь".

Из эссе "Мой путь в педагогическую профессию" выпускницы нашей школы, а ныне учителя иностранных языков, Юлии Любец: "Когда подошло время задуматься о будущей профессии, я поняла, что мне не нужно выбирать. Я хотела быть только учителем. Моё желание всегда подкреплялось достойными примерами моих учителей, педагогов Ощепковской СОШ. Наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы Надежда Георгиевна Лебедева всегда была объектом моего пристального наблюдения.

К урокам она готовилась тщательно, интересно и доступно преподносила материал, привлекала детей к использованию дополнительного материала. Надежда Георгиевна вела ещё и уроки изобразительного искусства. Она учила детей рисовать красками: расписывать разделочные доски, солонки, вазочки. Детские картины в рамках украшали стены школы, а некоторые висят до сих пор. Меня восхищало в ней всё - внешний облик, манера говорить, умение найти с нами общий язык. Надежда Георгиевна всегда знала, когда необходимо проявить требовательность к ученику, а когда надо простить и поддержать.

Я твёрдо решила, что стану учителем. Хотелось учить всему, но победила любовь к немецкому языку. А зародилась она, когда в седьмом классе порог нашего кабинета переступила энергичная, знающая своё дело учительница, - Галина Александровна Фарштейн. С первой секунды нашего знакомства она сумела повести за собой. В ход шли вербальные и невербальные средства общения.

За 45 минут мы не просто узнали, мы поверили, что в Германии есть много интересного, что процесс изучения немецкого языка не нудный, а очень интересный. Честно сказать, на уроках немецкого языка мы не учились - мы играли, организовывали и праздновали дни рождения, подписывали открытки, писали письма, устраивали концерты на немецком языке.

Сами не поняли, как научились не только писать, читать, но и говорить на иностранном языке, отлично справляться с контрольными работами и даже сдавали экзамен по этому нелёгкому предмету. Общение Галины Александровны с учениками не ограничивалось только уроками. Мы бежали к ней и после занятий, с удовольствием писали, лепили, стригли, собирали коллажи, пели. Кипучая деятельность способствовала не только повышению нашего уровня знаний немецкого языка, но и развитию творческого потенциала".

Отличником народного просвещения, стажистом приехала Г. Фарштейн в Ощепковскую школу. Зажигалочка, генератор интересных идей, она стала душой коллектива. Никогда не унывать, вести за собой, заряжая всех своей энергией, – такие уроки извлекали из общения с ней коллеги.

"Моей первой учительницей была Мария Петровна Басова, - написала в своих воспоминаниях Н.Г. Лебедева. - Она была для нас не просто учительницей, а школьной мамой, строгой, но справедливой, доброй и внимательной. Ей мы рассказывали всё, что волновало и тревожило, удивляло и радовало. Мария Петровна была и судьёй в спорах, и помощницей в наших детских делах, учила нас быть одной семьёй, помогать друг другу. Когда мороз был на улице под 30 градусов, она каждого из нас укутывала шарфами, чтобы нос и уши не обморозили, проверяла наличие варежек.

Сколько было в этом сердечного тепла и заботы! Я не знаю, как ей удавалось не только учить, но и воспитывать 42 ученика и своих троих детей. Уникальный дар Марии Петровны - быть педагогом, давать детям не только знания, но и свою любовь, учить основам человеческого общежития. Однажды на школьной линейке директор объявил, что Мария Петровна Басова награждена орденом "Знак Почёта". Мы радовались награде и гордились ею. Ведь это наша учительница! Много лет прошло с тех пор, но в памяти живёт моя первая учительница, великая труженица, редкой доброты и отзывчивости человек, женщина, ставшая матерью не только трём родным детям, но и всем своим ученикам".

Мария Ивановна Санникова 30 лет проработала учителем начальных классов в Ощепковской школе, отдавая детям знания и тепло своего сердца. Мария Ивановна родилась в 1932 году в д. Лаушки Краснослабодского района Мордовской АССР. Время её обучения совпало с военными годами. После уроков ученики вместе со взрослыми копали картошку, собирали колоски зерновых, рыли окопы.

После окончания семилетней школы Мария Ивановна поступила в педагогическое училище и успешно его закончила. По направлению приехала работать в Тюменскую область, в село Назарово. Затем была переведена в Ощепковскую школу учителем начальных классов. Ответственная, требовательная, но справедливая, она стала второй мамой для всех своих учеников. Дети учились у неё красиво и чисто писать, быть начитанными и любознательными, честными, трудолюбивыми, аккуратными, отзывчивыми. За свой труд М.И. Санникова награждена многочисленными грамотами и орденом Ленина.

В 1968 году, выйдя замуж за ощепковского парня, начала работать библиотекарем в школе Лидия Антоновна Долинская, но вскоре по воле судьбы она стала учителем. Лидия Антоновна вспоминает: "Когда уехала учительница французского языка, детей, которые занимались у неё, пришлось переучивать немецкому языку. "Сильных" учила прекрасный педагог Л.Г. Гусарова, а тех, кто учился слабо, пришлось переучивать мне (в школе я хорошо занималась по этому предмету). В это время я сама училась заочно в Ишимском пединституте. Стажисты приняли меня хорошо, показывали, как надо работать.

В то время на селе учитель был уважаемым человеком. Мы, молодые, были агитаторами, к праздникам коллектив учителей организовывал концерты в клубе, участвовал в районных смотрах художественной самодеятельности. Это сближало людей. В школе сформировался большой дружный учительский коллектив.

Работали семьи: Василий Иосифович Селянин и его дочь Валерия Васильевна, Виктор Васильевич и Надежда Пантелеевна Акишевы, Александр Павлович и Надежда Афанасьевна Гаранины, Александр Георгиевич и Галина Георгиевна Кочкины, Анатолий Сергеевич и Валентина Александровна Пановы, Георгий Дмитриевич и Надежда Васильевна Ершаковы, Владимир Степанович и Галина Васильевна Емандыковы, Владимир Никандрович и Ирина Николаевна Гилёвы.

С 1972 года мне дали уроки русского языка и литературы. Я вела большую общественную работу: депутат сельского совета в Ощепково (пять созывов), председатель местного комитета школы, руководитель кустового методического объединения учителей русского языка и литературы (Ощепково, Назарово, Быструха, Челноково). 18 лет я была директором Ощепковской среднеобразовательной школы. Особенно дорога и памятна мне работа производственной бригады.

Всего себя отдавали работе с детьми в бригаде Ершаков Георгий Дмитриевич и Гилёв Владимир Никандрович. Мы брали на себя большую ответственность, сажая 14-15-летних мальчишек за руль трактора, за штурвал комбайна, поручая девочкам варить на самодельно сложенной плите обед для всех проживающих и работающих в лагере. Считаю, что коллектив, в котором я работала, был творческим, работоспособным, дружным, отзывчивым".

Лидия Антоновна смело бралась за нововведения, давала интересные нестандартные уроки. Немалую роль сыграла она и в укреплении традиций в коллективе: объединяться и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Не случайно все, кто проработал в нашей школе какое-то время, вспоминают наш коллектив всегда добрыми словами. За 42 года работы Лидия Антоновна неоднократно награждалась почётными грамотами районного и областного значения, получила грамоту Министерства просвещения РСФСР и медаль "Ветеран труда".

Учителя, о которых мы поведали сегодня, сочетают в себе мудрость и молодость души, креативность и огромную энергию, доброту и строгость. Труд учителей невероятно сложно оценить. Столько сил они вкладывают в своё дело, что, порою, им не хватает времени уделить внимание своим близким. Только человек, всем сердцем преданный педагогике, Учитель с большой буквы, может всю свою жизнь посвятить детям и остаться в душе таким же добрым и молодым. Низкий поклон и безмерная благодарность Учителю!

Ирина Гилёва

Фото предоставлено Ощепковской СОШ

Поделиться: