Абатчане, участники СВО недавно вернувшиеся домой, побывали у волонтёров поселка Ленинка

Героями становятся в час испытаний

Как правило, праздники, памятные даты не возникают на пустом месте. Некоторым из них предшествует длительная история. Это можно сказать и о Дне защитника Отечества - празднике, в который мы привыкли чествовать представителей сильной половины человечества.

В России трудно найти семью, где бы не было своих героев, проливавших кровь на полях сражений. Только в XX столетии наша страна пережила целую череду страшных и опустошительных войн, унёсших жизни миллионов людей. Да и вся отечественная история включает в себя множество войн, битв, сражений, военных кампаний, в которых нашим воинам приходилось принимать участие.

Военная мощь была и является неотъемлемой чертой нашего государства, а профессия военного – уважаемой и почётной. Неслучайно ещё Александр III говорил, что у России есть только два союзника: армия и флот. История знает множество примеров, когда армия вместе со всем народом отстаивала независимость страны.

23 февраля – это праздник истинных патриотов своей страны, тех, кто на передовой и в тылу верно стоит на страже интересов Родины. Сегодня, когда Россия проводит специальную военную операцию на Украине, День защитника Отечества несёт в себе глубокий патриотический смысл. В этот день мы поздравляем солдат и моряков, офицеров и генералов, добровольцев и волонтёров – всех, кто по первому зову встал на защиту Родины. Они – наша гордость, наша надёжная защита.

В один из январских дней в кабинете раздался телефонный звонок. Андрей, так представился звонивший, участник специальной военной операции, совсем недавно вернулся домой. Вместе с двумя сослуживцами решили побывать у ленинских волонтёров.

Идею я поддержала, и вот мы едем в Ленинку. Дорога дальняя, а значит, есть время расспросить ребят о житье-бытье там, где сейчас неспокойно. Все они добровольно подписали контракт и отправились в зону проведения СВО по воле сердца, по велению души.

- Не могли спокойно сидеть тут, когда там гибнут наши ребята, - говорят бойцы. Для Сергея и Андрея эта поездка – не первый боевой опыт, в своё время они, работая в милиции, побывали в служебных командировках в Чечне. А вот Александр в условиях военного времени оказался впервые. Все трое на гражданке работали, создали семьи, растили детей. Каждый из них принял решение и сделал свой выбор. Выбор сильного, великодушного, самоотверженного человека.

- Туда попав, не все выдерживают, - продолжают ребята. – Очень трудно жить 24/7 и понимать, что каждая минута твоей жизни может быть последней. Но в большинстве своём рядом настоящие мужики, готовые подставить своё плечо.

- Вы с Сергеем прошли Чеченскую кампанию, - обращаюсь к Андрею, - она чем-то отличается от той, что сейчас Россия проводит на территории Украины? И тот боевой опыт вам как-то помог?

- Конечно, Чечня многому нас научила. Тот опыт, который мы получили там, бесценен. Но так серьёзно, как на СВО, не было нигде, - отвечает он.

- Не было дронов, не было таких вот навороченных ракет там, - добавляет Сергей. - Бесшумных миномётов, какие сейчас есть. Вот кассетные снаряды, от которых невозможно укрыться.

- Техника и вооружение были совсем другие, - продолжает Андрей, - а беспилотники – это сейчас самый страшный враг. Ты едешь или идёшь – и всегда находишься на виду. Все мы были водителями, служили в разных местах. Саша под Херсоном на бензовозе ездил, заправлял боевую технику. Сергей стоял с южной стороны Бахмута, а я – между Соледаром и Бахмутом. С Сергеем за полгода мы ни разу не пересеклись, хоть и были рядом. Вот вроде бы едем в одно место, дорога одна, но не увиделись ни разу! Был момент в Краснодоне пересечься, но связь подвела: я ему сообщение написал, а он получил и прочитал его только утром, когда я уже уехал оттуда. Со своими встречи на той территории всегда очень радостные и тёплые. Как будто родного человека повидал. Не передать словами те чувства, которые испытываешь. Родственника хоть и дальнего вот так случайно я там встретил. Обнялись, разговариваем ни о чём, лишь бы говорить, говорить…

- А помнишь, Андрюха, - включается в разговор Александр, который до этого молчал, - когда ты нас менял? Мы уже домой уезжали, а вы только заступали? Времени было совсем мало, а хотелось многое рассказать…

- Какую-то подготовку проходили перед отправкой в зону боевых действий? – спрашиваю ребят.

- Конечно, это называется боевое слаживание. До того, как уехать на СВО, некоторое время – кто месяц, кто 40 дней, - мы проходили специальное обучение в учебной части. Там понимали, кто на что способен, кому насколько можно доверять. Нас учили работать в команде. Но в любом случае понимаешь, что надежда только на себя.

- За время вашей службы ситуации бывали разные. Наверняка попадали и под обстрелы, - говорю я.

- Бывало всякое, но никогда своих не бросали, - дружно заявляют парни. – Знаешь, что бы ни случилось, тебе нужно вытащить раненого товарища. Оцениваем ситуацию, оказываем первую помощь и ждём, когда вынесут с поля боя.

- У каждого из нас есть две медицинские аптечки для оказания первой помощи, - показывая их, рассказывает Андрей. – Их выдают в учебном центре. Если ты ранен, должен уметь сам себе оказать помощь. Да, за тобой, конечно, придёт эвакуационная группа, но вопрос в том, дождёшься ли ты её. Поэтому очень важно уметь наложить правильно жгут, вколоть обезболивающее и максимально быстро найти укрытие. Счёт идёт даже не на минуты – на секунды. А бывают случаи, когда лучше правильно эвакуировать раненого, нежели пытаться помочь самому. Ведь есть такие ранения, при которых человек, даже если он прошёл курс первичной медпомощи, не сможет зашить рану или правильно тампонировать.

На мой вопрос о питании и обмундировании ребята отвечали: есть всё и много. Это и поставки продуктов питания и одежды от Минобороны, и огромное количество гуманитарной помощи от жителей страны.

- К нам приходила гуманитарка из Пермского края, - говорит Андрей. – Продуктов питания было столько, что мы даже относили в церковь в близлежащем населённом пункте. У нас лишнее, а там люди тоже голодают. Делились.

- Со стороны людей поддержка огромная, - поддерживает Сергей. – Письма детские очень дороги бойцам. Читают их со слезами на глазах. Мы их бережно храним, а в минуты затишья перечитываем помногу раз. Наизусть уже знаешь, а всё равно читаешь…

- У меня молитва солдата есть – ребёнок написал, - говорит Александр, - храню до сих пор.

- А у меня эмблема "#СВОих не бросаем", с которой абатчане отправляют посылки с гуманитарной помощью, висела над спальным местом, - добавляет Андрей. – Тепло родного дома ощущаешь каждый раз, как только взгляд на неё бросаешь. Огромная благодарность всем, кто сейчас помогает фронту.

- Знаю, что абатчане не раз отправляли бойцам сало домашней засолки, мёд с личных пасек. Вам что-то такое приходило?

- Получали! С удовольствием едим домашние заготовки, - смеются ребята. – Открываешь трёхлитровую банку, а оттуда запах сальца, приправленного чесночком! Даже холодец получали! Тушёнка домашняя очень вкусная! Домом пахнет!

- А какой самый ходовой товар на передовой?

- Средства гигиены – салфетки влажные, полотенца, а ещё нательное бельё, - объясняют бойцы. – Когда в окопе сидишь 10 дней в полном обмундировании, нет возможности даже лицо и руки помыть, очень выручают салфетки. Воду используем только для питья.

Регулярные ротации, пусть даже на недальние линии, дают людям возможность перезагрузиться, отдохнуть физически и морально, чтобы у них вновь обострился инстинкт самосохранения, который со временем притупляется. Спрашиваю ребят, как налажен быт?

- Пункт временной дислокации у нас был на заброшенном заводе, мы жили в глубоком подвале, - рассказывает Андрей. – Это самое безопасное место, как выяснилось – бывшее бомбоубежище. Сначала спали прямо на земле, потом понемногу обжились – привезли кровати, стеллажи, посуду. Генераторы использовали для освещения и приготовления еды. Когда были перебои с горючим, пользовались окопными свечами, они приходили с гуманитарной помощью. Ребятам, которые нас меняли, было уже легче.

Находясь в тылу, есть возможность отдохнуть, помыться, постирать вещи. На улицу выходили в случае крайней необходимости, потому как вероятность попасть под обстрел очень велика. Есть дроны, которые летают очень низко и их можно услышать. Другие же – достаточно высоко над нами и услышать и увидеть их невозможно. И в это время ты находишься под прицелом. Это своего рода игра в прятки. Потому и все передвижения в тылах и на линии боевого соприкосновения – только в ночное время суток и только без света. Ориентировались по приборам ночного видения. Там скорость – наша жизнь. Наши санитары однажды под обстрел попали в 20 километрах от линии фронта – везли раненого, УАЗик старенький, забарахлил, ехали медленно. Их выследил беспилотник и начал обстрел. Фельдшер ранен, машина сгорела. Сергей тогда забирал этих ребят на своём санитарном автомобиле.

На вопрос, что самое главное, когда попадаешь в зону проведения спецоперации, все трое без раздумий выдают: выжить. Не надо торопиться, важно всё время думать и быть максимально внимательным.

- На войне, как известно, атеистов не бывает, все по-своему верят, не зная молитв, но Бога вспоминают и просят помощи и поддержки.

- Да, там без веры никак, - с тяжёлым вздохом отвечают ребята. – Бывают такие моменты, когда и молитвы начинаешь читать, которых не знал раньше.

- Пояс Богородицы я всегда носил с собой, - делится Андрей. – Перед выездом на обе руки я надевал обереги, иконки разные всегда в нагрудном кармане носил. Много всего этого приходило с гуманитарной помощью.

- Они в любом случае освящены церковью, заряжены верой и надеждой людей, - поддерживает Сергей. – На войне ты всегда смотришь смерти в глаза, и бывают случаи, которые иначе как чудом назвать нельзя. Однажды, например, в меня стрелял снайпер, попал в каску, а голову не задел. Я не знаю, я в жизни, наверное, столько не молился, сколько там. Я верю в Бога и мне это помогает.

Наши бойцы о технических возможностях противника говорят, что на той стороне есть грамотные специалисты, современная техника и оружие. Они на себе ощутили, что такое американские "три семёрки", видели, как работает "Leopard", знают, что танковый снаряд - это всегда страшно. Сложность ещё и в том, что противник русскоговорящий, и техника у него изначально – советская.

- Мы, конечно, лицом к лицу с ВСУшниками не сталкивались, по большей части мы занимались другими видами работ, - говорит Андрей. – Я возил связистов к линии боевого соприкосновения, в окопы. Привожу их в "точку", а моя задача – максимально укрыть автомобиль и ждать. Связисты уходили на дальние расстояния, налаживали связь и возвращались. На машине туда нельзя – враги сразу их уничтожат, а мы технику очень берегли. Первое время, когда не было массетей, укрывали всякими подручными материалами – чаще всего ветками деревьев, травой, мхом. Маскировочные сети очень нас выручали, более того – не раз спасали жизнь. Особенно сети ручной работы, которые не распознают летательные аппараты противника.

- Ребята, а чувство страха притупляется со временем, - спрашиваю я, - или это как чувство самосохранения?

- На войне ты боишься всегда, - отвечают бойцы. – И в этом нет ничего постыдного. Если тебе не свойственно чувство страха – ты потерял бдительность. А это стоит жизни. Кстати, с алкоголем там очень строго. Алкоголь - это зло, за которым на передовой почти всегда стоит смерть. И не только того, кто решил расслабиться, но и его боевых товарищей. Надо всегда быть в трезвом уме, чтобы воспринимать ситуацию как есть, а не под иллюзиями. Если быть максимально сконцентрированным и собранным, то шансы выжить и остаться целым возрастают многократно.

Во время беседы бойцы показывают видео, которые привезли оттуда. В них – вся жизнь ребят без прикрас. Но даже и там есть место доброму юмору.

- А как иначе, - смеются ребята, - положительные эмоции тоже необходимы – это как глоток свежего воздуха.,

Были и истории интересные, ведь и там есть жизнь, пусть и другая. И там, в той другой жизни, они Дальнобой, Старый и Рубеж. Откуда такие позывные, интересуюсь я.

- У Сергея позывной Старый ещё с Чечни, так и здесь за ним остался, - пояснил Александр. – Я – Рубеж - служил в пограничных войсках, а Андрей – Дальнобой - перевозкой грузов занимался. Никаких имён и фамилий никто не знает, а позывные запоминаются очень легко. Ну а если не знаешь позывной, то просто брат. Там все мы друг другу братья.

Рассказывать о войне ребята могут очень долго. Историй, которыми хочется поделиться, у них огромное множество. И все они – о героизме, о подвиге и вере в народ, который шаг за шагом приближает победу. И часто – ценой своей жизни. С грустью вспоминают бойцы погибших товарищей. И уверены, что они, встав в бессмертный полк со своими дедами, погибшими в годы Великой Отечественной войны, стали настоящими героями.

Желание помочь бойцам на передовой сплотило граждан нашей страны самых разных возрастов. Совет ветеранов Ленинского сельского поселения тоже не остаётся в стороне. В своём помещении в п. Ленинка они оборудовали цех по изготовлению маскировочных сетей. Женщины стараются внести частичку в общее дело Победы!

За небольшое время они изготовили 10 сетей, которые уже отправлены ребятам из нашего района, находящимся в зоне проведения специальной военной операции. Создание маскировочных сетей - это физически тяжёлая работа, несмотря на её кажущуюся простоту. Они плетут сети по 2,5-3 часа в день в свободное от домашних забот время. В каждый привязанный к сети лоскуток волонтёры вкладывают особый смысл. Ведь это возможность спасти чью-то жизнь, спрятать и укрыть бойца от врага. Каждый, кто принимает участие в этом благом деле, верит, что они помогут сохранить чью-то жизнь.

Встреча бойцов с "серебряными" волонтёрами п. Ленинка была очень трогательной. По-матерински тепло женщины обнимали ребят, благодарили их за стойкость, мужество и отвагу. Бойцы рассказали о своих военных буднях, на примерах показали, как труд этих простых женщин спасает жизни ребят на передовой и в тылу.

- Мы приехали лично поблагодарить вас за то, что вы делаете такую важную и нужную работу, - сказали бойцы, обращаясь к женщинам. – На вашем счету – десятки и сотни спасённых жизней, техники и инженерных сооружений. Благодаря вам и таким же простым людям, которые сейчас всеми силами помогают фронту, мы обязательно победим!

Не могу не назвать фамилии этих замечательных женщин, великих тружениц, на теплоте сердец и широте души которых сегодня держится тыл: А. Булгакова, Г. Ачкасова, Г. Трухачёва, Т. Ковальская, Т. Чубукина, Е. Штоль, Р. Третьякова, Л. Мальцева, Т. Секисова, Т. Рылова, Л. Рутт, Л. Клишева, Т. Осинцева, Л. Потоцкая, Н. Плётко, Т. Замаруева, О. Порсина, Т. Першина, Г. Плётко. А ещё, поделились с нами женщины, в самом начале, когда рук очень не хватало, свою помощь в плетении массетей оказывали А.М. Жукова (86 лет) и Н.М. Кирьянова (90 лет). Эти и тысячи других неравнодушных граждан нашей страны шаг за шагом вместе с бойцами идут к победе.

На долю нашей страны выпало множество войн и тяжёлых испытаний. Великодушие, справедливость, героизм, отвага и честь русского солдата и его непреклонная воля к победе – в этом наша сила и наше единство в противостоянии со злом. Глубокая благодарность нашим защитникам! Верные своему долгу, они закрывают собой мир и каждого из нас.

В День защитника Отечества поздравления звучат в адрес всех мужчин – сильных, деятельных, ответственных, которые заботятся о своих семьях, вносят свой вклад в настоящее и закладывают крепкий фундамент в будущее нашей Родины. Пусть этот праздник отважных и мужественных людей всегда будет мирным и радостным!

Юлия Леонтьева

Фото автора

Поделиться: