24 мая отмечался День славянской письменности и культуры – единственный церковно-государственный праздник в России. Официальный статус он получил в январе 1991 года. Церковь отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Именно для того, чтобы люди не забывали, что Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян, ежегодно по всей стране проходят дни славянской письменности и культуры. Их главная цель – единение людей, сплочённых одной славянской культурой, формирование патриотических и гражданских качеств личности, воспитание духовности и нравственности, стабилизация и гармонизация общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений.
В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов. Появление книги и литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам. В древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и сегодня для нас.
Об этом и многом другом накануне Дня славянской письменности и культуры беседовала специалист Молодёжного центра М. Братцева со студентами II курса отделения Абатское ГАПОУ ТО "Ишимский сельскохозяйственный техникум". Ребята вспомнили о подвиге Кирилла и Мефодия, а также сравнили слова АЛФАВИТ и АЗБУКА, попытались найти разницу и аргументировать свои ответы. Вспомнили, как же и откуда появилась наша азбука и почему её называют кириллицей. Затем разговор зашёл о чётырёх видах письма: пиктографическом, идеографическом, слоговом и буквенно-слоговом. Интересной была подготовленная для ребят тематическая презентация. Конечно же, не с пустыми руками ушли студенты с мероприятия, а с заслуженными наградами за знания и эрудированность.