Владимир Якушев: Филофеевские чтения будут способствовать сохранению духовных традиций

Конструктивный диалог, опыт и знания участников XVI Филофеевских образовательных чтений будут способствовать укреплению мира и согласия, сохранению духовных традиций, нравственных ценностей. Такую уверенность выразил губернатор Владимир Якушев в своем приветствии участникам этого форума.

"Форум стал диалоговой площадкой разных сообществ: представителей русской православной церкви, органов власти, ученых и педагогов, общественных деятелей, старшего поколения и молодежи. Здесь обсуждаются важные мировоззренческие вопросы, проблемы нравственного и духовного развития.

В этом году участники дискуссии поднимают глобальную тему "О нравственных ценностях и будущем человечества", - отметил губернатор. - В современном мире она звучит все острее и вызывает горячие споры. Образовательный форум предлагает разобраться во многих вопросах, услышать разные мнения, высказать свою точку зрения и выработать пути решения существующих в современном социуме проблем".

XVI Филофеевские образовательные чтения начались пленарным заседанием в большом зале Тюменского драматического театра и продолжились работой в секциях, которые открылись во всех тюменских вузах. Направленность сегодняшней дискуссии задал в своем докладе митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий.

Владыка отметил, что ценностей, которые определяют качество жизни человека много: материальные, культурные, духовные. "Но высшая ценность – это здоровье, душевное и телесное, - подчеркнул он. - С богословской точки зрения все эти ценности взаимосвязаны.

И если в какой-то момент жизни человека и общества идет предпочтение одних ценностей другим, как это мы видим сегодня, когда материальные ценности, благосостояние стали главными, то может наступить дисбаланс, который приведет человека и общество к деструктивным последствиям".

Стимулом для проведения такой конференции, по словам митрополита Тобольского и Тюменского, стал поиск путей консолидации усилий православной и светской власти, общественности в деле познания уровня воспитания, образования, культурного уровня нашей молодежи.

"Современное общество можно характеризовать как общество материализованное и буйно информационное. И это главные опасности для молодого поколения, - заявил он. - Большим соблазном для молодого поколения являются миражи общества потребления. Отсутствует духовный мировоззренческий запрос, и человек перестает осознавать себя личностью, творением Божьим, определенным для жизни вечной".

Привлечь молодежь к Церкви, по мнению владыки Димитрия, возможно, только объяснив ей, что все земное, в том числе и тело, временно, а душа вечна, поэтому жить нужно так, чтобы сохранить и спасти свою душу. Для этого нужно научиться любить Бога и ближних. Самое главное средство, которым можно привлечь молодежь к Церкви, является пример жизни самих православных христиан, одним из которых и был митрополит Филофей.

Филофей Лещинский (в схиме Феодор) — митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, родился в Малороссии в 1650 году. Умер в Тюмени 31 мая 1727 года. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником. Затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы.

Во исполнение указа царя Петра I 4 января 1702 года был посвящен в Великом Новгороде в митрополита Тобольского и Сибирского и направлен в Тобольск вместе с несколькими учеными монахами.

Тобольская митрополия на тот момент простиралась с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана и с севера на юг от Северного Ледовитого океана до киргизских степей и Даурии (земли, подчинённые китайскому императору). Таким образом, протяженность вверенной Филофею епархии составляла около 10 тыс. верст в длину и 3 тыс. в ширину. Все функции управления он, за исключением краткого периода с 1707 по 1714 годы, осуществлял лично, без помощников.

В 1703 году Лещинский добился от Петра I разрешения на открытие в Тобольске первой в Сибири славяно-русской приходской школы (на тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове).

Уже к 1704 году Филофей Лещинский расширил Софийский собор в Тобольске, а в самом соборе создал резной иконостас на испрошенную у Петра I тысячу рублей. В том же году Лещинский основал первый церковный хор из сосланных в Сибирь казаков.

С 1705 года Лещинский начал распространение православия в Сибири. С 1711 по 1715 годы, приняв схиму, Филофей, будучи на седьмом десятке, лично занимался миссионерской деятельностью среди племен епархии, последовательно уничтожая предметы языческих культов и проповедуя православие, в чем весьма преуспел.

В 1715 году в связи со смертью Иоанна Тобольского на Лещинского царским указом вновь были возложены обязанности по управлению епархией. Повинуясь воле царя, в 1717 году Филофей вернулся в Тобольск, однако не отошел от миссионерских дел и лично крестил несколько остяцких племен.

Филофей управлял епархией вплоть до 1720 года, когда был нехотя отпущен Петром I на пенсию. С этого момента и до конца жизни Лещинский продолжал проповедовать православие.

Филофей Лещинский скончался 31 мая 1727 года в тюменском Троицком монастыре, где и был похоронен напротив входа в собор, "дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами". Позднее над его могилой было устроено мраморное надгробие и помещен его портрет.

За 25-летний период пребывания Филофея Лещинского митрополитом Тобольским количество церквей в Сибири возросло со 160 до 448, в строительстве 37 из них он принимал личное участие.

Борис Олейник

Источник: t-l.ru/234753.html

Поделиться: