Совсем скоро ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И, говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть уровень речевого развития ребёнка, поскольку при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что подразумевается под понятием "речевая готовность к школьному обучению"? Об этом рассказывает учитель-логопед МАОУ Абатская СОШ № 2 О. Шишигина.
- Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. При помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на правильное произношение всех звуков. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена полностью к 5-6 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Сформированность фонематических процессов: умение различать звуки речи на слух, по звонкости-глухости (бочка - почка), твёрдости-мягкости (банка - белка), свистящие-шипящие (сок - шок), слова, отличающиеся одни звуком (кит-кот).
У ребёнка должны быть развиты начальные навыки звукового и звукослогового анализа и синтеза: уметь выделять заданный звук из слова, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука в слове, а также их количество и последовательность, определять количество слогов в слове, уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Словарный запас должен соответствовать возрасту. К семи годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас – до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только овощи, фрукты, животные, но и головные уборы, профессии, посуда, транспорт и т.д.
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия), пользоваться словами-антонимами, синонимами, понимать переносное значение слов, знать многозначные слова.
Будущий первоклассник должен иметь грамматически правильно оформленную речь, уметь пользоваться различными способами словообразования и словоизменения (стол-столик, варенье из вишни – вишнёвое), образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья, много карандашей, пней), согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (шкаф из дерева – деревянный, лисья нора), уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги (из-под стола, из-за дерева).
Слоговая структура слова. Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Связная речь. К семи годам ребёнок должен уметь связно, последовательно, а также чётко и точно формулировать основную мысль высказывания; владеть навыком полного и краткого пересказа, составлять описательный рассказ, рассказ по картине и по серии сюжетных картин, из личного опыта, отвечать на вопросы по тексту.
Мелкая моторика. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков Су-джок, обведение и штриховка предметов, лепка, вырезание ножницами).
Речевая коммуникация. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Уважаемые родители! Если ваш ребёнок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться, что он "вырастет и сам научиться говорить". Необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Подготовила Ю. Леонтьева