Низкий поклон вам, дорогие учителя!

Учитель - это просветительская миссия человека с высокими профессиональными и моральными качествами. Исключительно преданные своему делу педагоги умеют не просто дать своим ученикам знания, но и раскрыть их таланты, воспитать ответственных граждан страны, привить им любовь к культуре и богатой истории родного края. Труд учителя - это вклад в будущее нации, в её духовное, социальное и экономическое развитие. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник - в картинах, скульптор - в созданных им скульптурах, а учитель - в мыслях и поступках своих учеников.

Я не первая и не последняя, кто клянётся в любви к учителю. Всю жизнь храню в сердце память о своих школьных преподавателях, все они были разными, и перед каждым из них я низко склоняю голову.

Моё поколение - это те, кто в первом классе учился писать настоящими чернилами, деревянной ручкой с остроконечным металлическим пером. При малейшей неосторожности с кончика пера скатывалась предательская капля и расплывалась на белом тетрадном листке противной фиолетовой кляксой. Спасала промокашка - мягкий листочек, вложенный в каждую тетрадь. Сколько же надо было приложить старания и терпения первокласснику, чтобы научиться писать чисто и красиво. Всё как в популярной песне: "Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе…", которая ежегодно звучит на школьных линейках нашей необъятной Родины 1 сентября.

Далёкий 1967 год - наш первый класс в Шевыринской восьмилетней школе, тогда ещё в двухэтажном здании из красного кирпича в зарослях ветвистых клёнов. Яркими картинками запечатлелись в памяти отдельные моменты, предметы, события тех лет. В классе была круглая печь в чёрном коробе, зимой от неё тянуло уютным теплом. Помню крутые ступени деревянной лестницы на второй этаж, преодолевать которые можно было только высоко поднимая ноги. На большой перемене буфетчица приносила в класс школьный завтрак. На одном подносе стояли гранёные стаканы, в которые она разливала горячий чай из большого алюминиевого чайника. На втором лежали куски свежего, ароматного, пышного хлеба из деревенской пекарни с толстым слоем повидла сверху.

Моя первая учительница - А.Ф. Котина. Прошло более полувека, а я до сих пор помню её улыбку, тихий голос и безграничную доброту. Я относилась к ней с благоговейным трепетом, авторитет школьного учителя в советской школе был неоспоримо высок. Алевтина Фёдоровна одинаково равно любила всех учеников - послушных и шаловливых, сообразительных и не очень, умела пожурить, не повышая голоса, а от её похвалы появлялось желание учиться ещё старательнее. День за днём она открывала нам новый школьный мир: первые прописи, первые учебники, первые неказистые поделки и рисунки, первые уроки пения, первые школьные праздники. Мы отвечали ей своей детской привязанностью, доверчивостью и восхищением. Давно нет Алевтины Фёдоровны, но жива память и глубочайшая благодарность в сердце каждого, кому посчастливилось быть её учеником.

Школьные годы бегут быстро, и вот уже четвёртый класс. Мы пишем настоящими шариковыми ручками, кляксы в тетрадях ушли в прошлое. Наш классный руководитель Л.В. Шихова. Она сумела подобрать свой ключик к каждому ученику, в современной педагогике это называется "личностным подходом". С Людмилой Викторовной я поддерживаю связь в социальных сетях, жаль, не так часто, как хотелось бы. Она на заслуженном отдыхе, живёт в далёком Абакане, активно занимается общественной деятельностью, спортом, путешествует - яркий пример для подражания нам, теперь уже тоже пенсионерам.

В пятом классе произошли колоссальные изменения в моей школьной жизни. Наша семья переехала в районный центр, и Абатская средняя школа показалась мне громадиной, в которой легко затеряться. Новый класс, новые школьные учителя, огромные коридоры, шумные толпы учеников. По своей натуре робкая и несмелая, я растерялась в этой круговерти, но та приятная атмосфера, которую создавала в детском коллективе наша классная руководительница В.М. Жданович, помогла освоиться довольно быстро.

Класс был собран из деревенских ребят, многие из них жили в интернате, отрываясь от родных на целую неделю, и им было намного сложнее, чем мне. Валентина Михайловна заботливо их опекала, частенько заглядывала в интернат. Она вела у нас русский язык и литературу и оказала большое влияние на моё увлечение чтением. Я не была прилежной ученицей, хорошая память позволяла усваивать программный материал с урока и получать хорошие оценки. После школы я наскоро делала письменные домашние задания и читала без разбора, "глотая" книгу за книгой.

Другие предметы были не менее интересными, увлекательными. Уроки английского языка А.П. Серовой дали знания, которые много лет спустя пригодились мне, чтобы помочь старшей внучке разобраться с транскрипциями. География Л.С. Гундиловой - настоящее путешествие по огромной стране и знакомство с её несметными природными богатствами. Л.А. Мерзлякова на уроках биологии открыла нам клеточный микромир всего живого на земле, привила любовь к братьям нашим меньшим, научила бережному отношению к природе. Уроки истории В.Ф. Костецкого уносили нас в другие временные измерения и эпохи.

Вальтер Фёдорович находил интереснейший дополнительный материал, которого не было ни в одном школьном учебнике. Он научил нас составлять основной краткий конспект, позволяющий запоминать большой объём информации. Это умение пригодилось нам всем в дальнейшей учёбе, а лично мне и сейчас помогает в работе. Алгебра и геометрия с подачи В.Л. Тюканкиной не казались мне сложными предметами. Мы росли, учились и получали крепкие, фундаментальные знания в атмосфере доброжелательности, необходимой строгости и дисциплины. Кроме учёбы, каждый находил свои увлечения - спорт, художественная самодеятельность, рукоделие. И как тут не вспомнить нашего физрука - Ю.В. Афанасьева, учителя музыки В.И. Скоробогатова и В.В. Додонову, которая учила девчонок шить, вязать и готовить на уроках труда.

Приближался сложный подростковый возраст - седьмой и восьмой класс. Доказывая своё взросление и независимость, наши мальчишки начинали выдавать непредсказуемые сюрпризы - то прогуляют уроки, то затянутся сигареткой за углом школы. Этот непростой период выпал на долю нашей "классной мамы" Г.В. Шипицыной. Строгая и добрая, в меру требовательная, она умело владела ситуацией. Галина Васильевна никогда не ругала и не хвалила зря, то и другое выдавалось по справедливости.

Сложные произведения классической литературы на её уроках становились понятными и близкими нашим ещё не созревшим умам. Галину Васильевну я вижу довольно часто, благо мой путь на работу проходит рядом с её домом. Она до сих пор занимается любимым делом - учит "великому и могучему" русскому языку нынешнее поколение старшеклассников, консультирует, готовит выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. Её подопечные успешно сдают государственные экзамены и поступают в престижные высшие учебные заведения. Полгода назад я обратилась к ней с просьбой проверить мои тексты стихов для будущей книги, которую никак не осмелюсь издать.

Слушая справедливые замечания Галины Васильевны, я почувствовала себя школьницей, забывшей правила, - краснела и оправдывалась. Но какое счастье, когда есть учитель - наставник, который подскажет, поддержит и порадуется твоим успехам. Моё увлечение литературным творчеством пришло довольно поздно. Никогда ранее об этом не задумывалась и не планировала. Вероятно "выстрелили", вырвались наружу знания, полученные тогда, в школьные годы, и, соединившись с жизненным опытом, переплавились в творческую потребность.

Чем старше мы становились, тем больше добавлялась сложных школьных наук. Химию преподавала М.Л. Васильева - её уроки были убедительны и логичны, ровным порядком выстраивались сложные химические формулы и задачи. Она умело давала передышку, если видела, что наше внимание рассеивается. Её личное обаяние распространялось на всех окружающих.

Физика - предмет строгий, не допускающий малейших неточностей и отклонений, - чёткие формулировки, законы и правила. Под стать предмету был и его преподаватель - М.М. Михеев: до блеска начищенные туфли, строгий костюм с безупречными стрелками на брюках, галстук и сияющая свежая рубашка, аккуратная причёска - эталон мужского стиля. Свой предмет Михаил Михайлович знал в совершенстве, хороших знаний требовал и от учеников. Благодаря ему я до сих пор помню правило буравчика.

В старших классах он был нашим классным руководителем, строгим и требовательным. Мне запомнился один случай в десятом классе, совершенно не вписывающийся в характеристику нашего "классного папы". Урок физики перед 8 марта, в класс заходит Михаил Михайлович с сияющей улыбкой, в его руках увесистый кулёк из плотной обёрточной бумаги. Распаковав его, наш дорогой учитель высыпает горкой на стол ириски "Кис-кис" и командует: "Угощайтесь, девчонки! Сегодня спрашивать буду только парней!".

Прошло уже сорок три года со дня выпускного бала. Жизнь разметала нас в разные стороны, у каждого своя судьба, свои взлёты и падения, достижения и успехи. Уходит поколение учителей, давших нам путёвку в жизнь, благодаря которым сформировалось наше мировоззрение и приоритеты. Наш долг - хранить о них светлую память. От имени моих одноклассников из 10 "г" - выпускников 1977 года, от себя лично я выражаю искреннюю благодарность нашим педагогам за воспитание многих поколений учеников, за мудрость и знания. Низкий поклон вам всем, дорогие учителя! С праздником!

Ирина Харитонова, фото автора

Поделиться: