Чтобы связь была надёжной, никогда не прерывалась!

В середине 60-х годов 20 века в Западной Сибири началось освоение залежей нефти. Транспортировка тюменской нефти к месту переработки осуществлялась по нефтепроводу Усть-Балык-Омск. Вместе со строительством магистральных нефтепроводов для управления технологическими процессами транспортировки нефти требовалась единая система связи. И в 50-60-е годы вдоль магистральных нефтепроводов налаживалась работа линий связи. В 1969 году НПС "Абатская" была запущена в эксплуатацию, и для работы по перекачке нефти и обслуживанию линий связи требовались специалисты.

О том, как создавалась система связи в самом начале, рассказывает Владимир Александрович Шевчук, один из первопроходцев отрасли, прошедший путь от инженера до начальника цеха связи.

- После армейской службы в радиотехнических войсках я начинал работать дежурным электромехаником на АТС в селе Абатское. Узнав о том, что на нефтеперекачивающую станцию требуются связисты, решил перейти к ним, и был принят на работу монтёром связи. В то время у нас не было отдельного помещения, коммутатор располагался в операторной НПС, и две молоденькие телефонистки, прибывшие по направлению из Винницкого техникума связи, работали только в дневное время. Со временем коммутатор был перенесён в отдельное помещение станции, и телефонную связь стали осуществлять Маргарита Васильевна Веселова и Галина Николаевна Синюгина, проработавшие телефонистами до выхода на пенсию.

В 1972 году Московское пусконаладочное управление связи передало нам магистральную связь, которая обеспечивалась радиорелейной линией Р-401 по двум каналам и коротковолновой телеграфной связью для Омского, Тобольского и Тюменского управлений. В связи с этим штат узла связи увеличился на восемь человек, и дежурство на коммутаторе стало круглосуточным. В начале 70-х началось техническое перевооружение существующих узлов связи, и в 1973 году наш цех был перенесён в отдельное здание, расположенное в 250 метрах от станции. После отделения нас от нефтяников началась стремительная модернизация средств связи. И одни из первых, кто обеспечивал работу линий связи, проходящих вдоль нефтепровода, были монтёры Вячеслав Михайлович Усольцев, Василий Сергеевич Богун, кабельщики-спайщики Иван Герасимович Ерохин, Сергей Михайлович Гилёв, водитель Виталий Андреевич Ульянов.

В 1973 году была пущена в эксплуатацию 24-канальная радиорелейная линия связи ПМ-28, в 1976 году - кабельная линия связи СМЦ-48 Омск-Аремзяны на 48 каналов, протяжённостью 500 километров. В короткие сроки на НПС "Абатская" была запущена автоматическая телефонная станция АТС-100 с выходом на междугородние каналы. Затем, с созданием Ишимского нефтепроводного управления, был проложен кабель Абатск-Ишим и радиорелейная линия на 48 каналов. В то же время была введена в эксплуатацию мобильная связь с подвижными объектами на протяжении всего участка нефтепровода Омск-Тобольск. Шло время. Объёмы производств увеличивались и на базе Абатского узла связи были созданы: цех связи (руководитель Юрий Сергеевич Чайковский), кабельный участок (руководитель Сергей Александрович Латынцев), ремонтная бригада инженеров, в которую входили дипломированные специалисты: Василий Игнатьевич Кузнецов, Александр Борисович Щитов, Владимир Иванович Сурков, Валерий Иванович Соломахин, антенщик-мачтовик Михаил Александрович Шевчук.

В. Кузнецов, В. Шевчук, В. Усольцев
 
Коллектив первооткрывателей Абатского цеха связи
 
А. Щитов во время работы

Для обслуживания и ремонта цеха, в котором насчитывалось 13 узлов и 32 необслуживаемых промежуточных пункта, протяжённостью 600 километров была создана транспортная группа, куда входило более 10 единиц вездеходной техники. Первоначально, на вездеходах работали Александр Григорьевич Зайцев и Виталий Андреевич Ульянов, которым приходилось в любое время дня и ночи, по бездорожью и непролазной грязи выезжать на восстановление повреждённых кабелей и вышедшей из строя аппаратуры. Но цех со своими обязанностями справлялся и по линии Ишимского УМН занимал призовые места с вручением коллективу переходящего Красного знамени.

Вот что вспоминает о том времени В. Кузнецов:

– В Абатский узел связи я был принят в 1975 году. За плечами – армейская служба в войсках связи и опыт работы на АТС в селе Абатское техником по ремонту радиоузлов. Сначала меня назначили дежурным связи, затем перевели электромехаником по обслуживанию радиорелейного оборудования ПМ-28. В период создания аварийно-профилактической бригады работал инженером, затем - ведущим инженером. Наша команда: В. Саломахин, А. Щитов, В. Сурков, Н. Зайцев, М. Шевчук, В. Воробьёв, В. Ульянов обслуживала все нефтеперекачивающие станции, расположенные от Новотроицка до северного Вагая.

Вдоль нефтепровода шло строительство новых линий, и мы принимали в этом самое непосредственное участие. В частности, нами было смонтировано радиорелейное оборудование "Символ-30" от Омска до Вагая. И это был высокий результат профессиональной деятельности ремонтной бригады. 35 лет я отдал Абатскому узлу связи и могу сказать, что это были лучшие годы моей трудовой биографии.

Из воспоминаний А. Щитова:

- Трудовую деятельность в ТЭТКС (Тюменская эксплуатационно-техническая контора связи), переименованная в 1984 году в "ЗапСибПТУС", я начал в 1977 году электромонтёром станционного оборудования Абатского узла связи. После окончания Тюменского электротехникума связи (1986 год) и до выхода на пенсию (2008 год) занимал инженерную должность. За этот период мне довелось проводить монтаж и настройку вновь поступающего оборудования связи, которое постоянно менялось на более современное, надёжное, с большим количеством каналов. Поставлялось оборудование из разных стран и заводов: из Венгрии, Франции, Канады, Японии, Германии, России, с Омского радиозавода им. Попова.

Современные средства связи позволяли диспетчеру ИУМН вести не только управление задвижками на нефтепроводе, но и контролировать работу агрегатов и узлов нефтеперекачивающих станций. Не обходилась наша работа и без командировок. Так, в 1990 году с В. Кузнецовым мы были направлены в трёхмесячную командировку в НДР Йемен для организации связи вдоль строящегося нефтепровода. Последний раз (2006 год) я был командирован в Тайшетский цех Прииртышского ПТУС для обеспечения связи строящегося нефтепровода "Сибирь-Тихий океан".

Вспоминая те годы, прихожу к выводу, что работать в Абатском цехе связи было интересно. Мы могли внедрять в производство рационализаторские предложения, что обязательно поощрялось денежными вознаграждениями. Ежемесячно проводились производственные собрания с подведением итогов, ставились задачи на перспективу. Под руководством начальника В. А. Шевчука проводились ленинские субботники, праздничные и спортивные мероприятия, а на День связиста выезжали на природу. Хочется пожелать нашим ветеранам крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья в личной жизни.

- В последние годы моего руководства (1994-2003), – продолжает В. Шевчук, - численность работников узла связи составляла 137 человек. Это были опытные специалисты, профессионалы своего дела, награждённые почётными грамотами, знаками "Победитель социалистического соревнования", "Ударник коммунистического труда". Ветераны отрасли были удостоены правительственных и ведомственных наград. И.Г. Ерохин награждён медалью "За освоение недр Западной Сибири", В.С. Богун – орденом "Знак почёта". С.А. Латынцеву и В.А. Шевчуку присвоены звания "Почётный связист".

Как стремительно летит время! Прошло более 50 лет со дня вступления в строй НПС "Абатская". Как и нефтяники, связисты внесли свой неоспоримый вклад в решение задач по обеспечению бесперебойной и безаварийной транспортировки нефти. Заложенные ими традиции - достойный пример для нынешнего поколения работников АО "Связьтранснефть".

Татьяна Шелягина

Фото из архивов Александра Щитова и Владимира Шевчука