Нулевое чтение проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" состоялось в Общественной палате РФ.
Гражданские активисты отметили, что в сфере реабилитации накопились проблемы: недостаток межведомственного взаимодействия, отсутствие стандартов предоставления услуг, четкого нормативно-правового поля и т.д. Цель законопроекта — повышение доступности качественных и эффективных услуг по комплексной реабилитации в полном формате и желательно не выезжая за пределы того места, где проживает человек с инвалидностью.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более одного миллиарда (15%) людей в мире имеют инвалидность, 95 млн (5,1%) из них — дети. В Российской Федерации 704,5 тыс. детей инвалидов и 10,8 млн инвалидов-взрослых. Все они нуждаются в различных формах реабилитации и абилитации, и именно на них направлен рассматриваемый законопроект.
В Минтруде России сообщили, что в настоящее время в стране действует тысяча специализированных реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов, 30 тыс. организаций, осуществляющих элементы реабилитационной деятельности — эти организации относятся к разным сферам и не объединены на системной основе.
Ведомство разработало Концепцию развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью до 2025 года, в рамках которой предусмотрены положения, направленные на обеспечение социализации и жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями и психическими расстройствами. При ее разработке было учтено мнение региональных экспертов, в том числе общественных и пациентских организаций, в настоящее время проект концепции уже внесен в правительство РФ.
"На первом этапе до 2023 года предусмотрено формирование законодательной, нормативно-правовой и научно-методической базы для развития системы комплексной реабилитации. С 2024 года будут созданы условия для получения доступных и качественных реабилитационных и абилитационных услуг, а уже в 2025 году этими услугами можно будет воспользоваться", — поделилась заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина.
Среди новшеств - выделение протезно-ортопедической помощи в отдельное направление реабилитации, включение в основные направления комплексной реабилитации ранней помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и сопровождаемое проживание. Также предлагается внести соответствующие изменения в законы о социальной защите инвалидов, о культуре, о физической культуре и спорте, о техническом регулировании, об общих принципах деятельности органов государственной власти. Кроме того, одновременно с законопроектом разрабатывается около 30 подзаконных нормативных актов.
Член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев предложил законодательно закрепить определение "сопровождаемое проживание" таким образом, чтобы оно полностью отражало основную суть — направленность на реализацию права людей с инвалидностью жить в обычных местах, создание условий для проживания в малых группах, персональную помощь для поддержки активной жизни и реализации основных жизненных потребностей.
Общественник настаивал на принятии нормативно-правовых решений по вопросам предоставления жилых помещений для сопровождаемого проживания, определении перечная услуг, требований к ним и стандарта качества жизни при сопровождаемом проживании, кадрового обеспечения. Он также обратил внимание, что до сих пор нет решения вопроса с опекой над недееспособными, что влечет риск попадания в стационары, не определены источники и механизмы финансирования сопровождения.
"Мне кажется важным, чтобы в 181-м федеральном законе сопровождаемое проживание было закреплено как многоаспектное понятие, как форма жизнеустройства, содержащая элементы абилитации, а также мера социальной защиты лиц с инвалидностью. Также важно, чтобы сопровождаемое проживание нашло отражение в 442-м законе как технология, включающая гибкий набор социальных и других услуг, социального сопровождения и услуг по уходу. В 188-м законе (Жилищный кодекс) важно закрепить такую форму проживания как малогрупповую", — пояснил Андрей Царев. Еще одно предложение члена ОП РФ — создание специализированного жилого фонда для сопровождаемого проживания.
Участники мероприятия высказали ряд терминологических и технических уточнений, предложили закрепить за определенными органами исполнительной власти полномочия по информированию людей с инвалидностью об их правах и обязанностях, в том числе в сфере реабилитации и гарантии человека с инвалидностью на сопровождаемое проживание, указали на необходимость соблюдения принципа "непрерывность — межведомственность — преемственность".
Все предложения общественников войдут в резолюцию, которая в дальнейшем будет направлена в Минтруд РФ.
ИА "Тюменская линия"