Фото Сергея Елесина, ИА "Тюменская линия"

Тюменские аккумуляторы ставили на танки и автомобили для фронта

В октябре 1941 года, когда гитлеровские войска стали подходить к Москве, в Тюмень эвакуировали из Подольска аккумуляторный завод. 114 вагонов оборудования, сотни рабочих и инженеров с семьями приехали фактически на пустое место.

Станки ставили прямо под открытым небом на территории артели "Рекорд" на ул. Ямской в Затюменке. Стены и крышу будущего завода возводили постепенно над работавшим оборудованием, на котором квалифицированные рабочие изготовляли необходимые детали.

Тюменские аккумуляторы нужны были для танков и автомобилей. Завод должен был дать первую продукцию в мае 1942 года, а выдал уже в январе. Причем количество различных модификаций аккумуляторов постоянно росло.

В 1942 году завод выпустил 110 тыс. аккумуляторов, в 1943-ем - более 120 тыс. К 1944 году их количество выросло до 133 тыс. Предприятие занимало передовые места в соревновании по своему наркомату. После окончания войны завод остался в Тюмени и работает до сих пор.

После реконструкции завода, с 1971 года Тюменский аккумуляторный начал выпуск продукции на новых площадях. Номенклатура выпускаемых изделий в то время состояла из четырех наименований аккумуляторов.

В 1985 году Тюменский аккумуляторный завод впервые в стране начал производство необслуживаемых аккумуляторных батарей емкостью 55 а/ч на закупленном в Австрии оборудовании. Одновременно на заводе было организовано собственное производство моноблоков из пластмасс для этого типа батарей.

В 1987 году завод возглавил Александр Кореляков, приглашенный с должности главного инженера Тюменского моторостроительного объединения. В этот период начался новый этап в развитии предприятия. Узкая номенклатура продукции и объемы производства не удовлетворяли потребителей. В это же время родственные заводы начали простаивать из-за инфляционных процессов, происходящих в стране. Было принято решение как можно быстрее расширить номенклатуру выпускаемой продукции, увеличить объемы производства аккумуляторных батарей и начать выпуск комплектующих деталей собственного изготовления.

С 1987 по 2001 год на заводе освоили и модернизировали 14 новых типов аккумуляторных батарей для автомобилей, автобусов и тракторов, два наименования аккумуляторных батарей для мотоциклетной техники, два типа батарей для железнодорожных тепловозов, шесть типов стационарных аккумуляторов для электростанций, узлов связи и газоперекачивающих установок, три типа аккумуляторных батарей для электрического напольного транспорта.

Ежегодно завод выполняет широкую программу модернизации и расширения производственной базы, которая на 70% использует оборудование собственного производства.

Специалисты завода уже сегодня решают задачи по разработке и постановке на производство совершенно новых образцов аккумуляторных батарей, отвечающих современным мировым требованиям. Организована переработка свинца под Тюменью, работает совместное предприятие с АССU Produktions und Handels GMBH (Австрия) и Technofin (Италия) "Росавит" по производству пластмассовых деталей и комплектующих для аккумуляторных батарей.

При подготовке материала использовались материалы из открытых источников

Борис Олейник, ИА "Тюменская линия"