Немало талантливых и успешных людей родились и выросли на абатской земле. Один из них - Евгений Усламин, молодой учёный-химик, который в настоящее время живёт и работает в Нидерландах. Евгений Алексеевич недавно посетил малую родину. Нам удалось встретиться и пообщаться с ним перед обзорной экскурсией в Абатском краеведческом музее.
- Евгений Алексеевич, расскажите, пожалуйста, какие факторы повлияли на ваше увлечение химией?
- До десятого класса я учился в Абатской средней школе № 1. Сначала мне очень нравилась математика, тогда её преподавала Ольга Михайловна Панова – замечательный учитель и человек. В какой-то момент я нашёл дома старые учебники по химии, оставшиеся ещё от моей мамы. Меня увлекла мысль о том, что всё вокруг нас состоит из чего-то и что эти вещества живут по своим законам – могут превращаться из одного в другое. Желание изучать химию углублённо мне привила Мария Леонидовна Васильева. Она умела увлечь учеников нестандартным подходом к обучению.
Уроки Марии Леонидовны были интересными, но главное, что она много занималась с нами дополнительно, вне расписания, подготовкой к олимпиадам и сдаче экзаменов. К ней можно было обратиться в любое время, с утра до вечера, включая выходные дни. Мария Леонидовна по своему образованию - человек уникальный. Она готовилась ехать во Францию и преподавать химию там. Но так сложилось, что она посвятила свою жизнь абатским школьникам и воспитала несколько поколений учителей, врачей, учёных.
Вообще, все наши учителя были высокообразованными специалистами, прогрессивными и удивительными людьми в плане человеческих качеств. Я всегда восхищался степенью увлечённости и самоотверженности педагогов, которые приехали в сибирскую глубинку из разных мест и нашли здесь своё призвание. То поколение учителей - великие люди!
- Как сложился ваш дальнейший путь в плане получения образования и будущей профессии?
- По окончании десятого класса в Абатской школе я поступил в физико-математическую школу имени М.А. Лаврентьева (ФМШ) в Новосибирском Академгородке. Там успешно осваивал учебную программу, продолжал участвовать в олимпиадах. Кстати, это по-прежнему одна из лучших школ в России, и туда может поступить любой школьник, начиная с девятого класса. Если вам интересно, можно посмотреть подробности на сайте https://sesc.nsu.ru/. К концу обучения у меня уже было приглашение в Новосибирский государственный университет, в котором я продолжил своё образование. Академгородок - интересное место, основанное в шестидесятых годах группой учёных-энтузиастов для развития науки в Сибирском регионе.
- Обозначьте, пожалуйста, область ваших научных изысканий.
- Новосибирский университет интегрирован с научно-исследовательскими институтами и научными лабораториями Сибирского отделения РАН. Студенты, начиная со второго курса, уже идут туда работать. Я всегда был настроен на научную исследовательскую деятельность. Сначала работал в аналитической лаборатории центра "Геохронология кайнозоя", которая занималась датированием палеонтологических и археологических находок. Используя этот метод, например, можно узнать, какое время назад жил мамонт, бивень которого есть в Абатском музее. Затем я работал в одной из лабораторий института Катализа им. Г.К. Борескова, где делал свой дипломный проект. Катализ – очень динамичная область химии, которая занимается изучением очень интересных веществ – катализаторов. Эти вещества позволяют ускорять химические процессы и вести их в нужном направлении.
Большинство технологий в химической индустрии от нефтепереработки до производства лекарств происходят с участием катализаторов. Получив диплом по специализации "физическая химия", я поступил в аспирантуру, но при этом мне было интересно посмотреть, как устроены научные исследования в других местах. Искал и нашёл группу в Нидерландах в университете Эйндховена, у которой были очень интересные работы в моей области. Написал письмо профессору, встретился с ним для собеседования и получил приглашение на работу. Моя диссертация была о новых процессах для получения ароматических соединений. Это класс важнейших веществ в химической индустрии, один из основных "кирпичиков", из которых производятся все остальные молекулы – основы пластиков, лекарств, растворителей, топлива и так далее.
В настоящее время они получаются из нефти, и я искал эффективные способы их получения из других источников. Сейчас я работаю в Делфтском техническом университете (старейший и крупнейший технический университет в Нидерландах, насчитывающий более 16 тысяч студентов и 2600 научных сотрудников), продолжаю мою исследовательскую деятельность, преподаю, работаю со студентами и аспирантами.
- Трудно было осваиваться сибирскому парню в другой стране?
- В течение первого года мешал в какой - то степени языковой барьер. Был непривычным более высокий темп работы и жизни в целом. Через несколько месяцев пришло понимание, что люди на самом деле не так уж сильно отличаются. Такие же обычные люди, которые просто говорят на другом языке. Правда, у них намного лучше организована работа.
- Что вы порекомендуете молодым людям, обучающимся в старшем звене общеобразовательных школ Абатского района?
- Выпускники школ Абатского района зачастую не понимают широту своих возможностей в плане дальнейшего обучения. Мир огромен, получать образование можно не только в близлежащих городах - Ишиме, Омске и Тюмени. Если человек заинтересован расширять свои знания, то для него есть масса возможностей. Все дороги открыты, важно найти свою. Современный мир очень динамичен, можно работать и заниматься наукой где угодно. Научное сообщество - оно мировое и там нет границ.
В контексте российской реальности нам нужна экспертиза и эксперты, люди, которые могут здесь создавать образование, развивать науку и индустрию, возможности для этого есть. Например, недавно мы начали проект на базе Тюменского государственного университета. Наша задача там – создание современной каталитической лаборатории для развития этого направления в регионе. Если это получится, то откроются пути для создания новых технологий для нефтехимии, тонкой химической индустрии и других областей именно с учётом специфики места. А самое главное, что там появятся специалисты в этой области, которые будут создавать и передавать экспертизу и знания.
В общем, для молодых людей сейчас есть пути для реализации их научных и карьерных амбиций. Не бойтесь мечтать, ставить перед собой сложные задачи и решать их.
- Спасибо вам, Евгений, за содержательные ответы и открытое общение. Приезжайте чаще на родную землю, гостям мы всегда рады. Успехов вам на научном поприще и здоровья!
- Спасибо за приглашение! В Абатском я бываю практически ежегодно, здесь живут мои дедушка и бабушка. Всем землякам желаю скорейшего исправления ситуации с коронавирусом, которая мешает работе и общению. Здоровья и успехов!
Ирина Харитонова
Фото автора