Клавдия Тимофеевна Черных родилась в деревне Бобыльск в 1924 году в крестьянской семье. В начале 30-х годов в Советском Союзе развернулась компания террора и экспроприации зажиточного крестьянства. Кулаками признавались те, кто вёл частное хозяйство, имел скот, хозяйственные и жилые постройки, кормовые и семенные запасы. Отец Тимофей Васильевич был признан кулаком и после раскулачивания, лишившись скотины и нажитого своим трудом имущества, вынужден был ездить на заработки. Он был умелым плотником, неплохо зарабатывал и, приезжая домой, отдавал заработок семье. Но так продолжалось не долго. От тяжёлого труда и плохих условий на чужбине он заболел и умер. Екатерина Абрамовна с дочерьми Клавдией и Ефросиньей жила в своей избе и благодарила Бога за то, что после раскулачивания семью не выслали за пределы района.
В колхозе "Революция" мать работала на разных работах, дочери Клава и Фрося учились в начальной школе, помогали матери по хозяйству, трудились на общественных сезонных работах.
В период Великой Отечественной войны бобыльские мужики ушли на фронт, и все тяготы военного времени легли на плечи подростков и женщин. Молодые парни пахали на лошадях неподатливую землю, женщины и девушки сеяли, пололи от осота хлеба, убирали урожай.
Появившийся в деревне трактор облегчил труд людей, и одними из первых, кто сел за штурвал железного коня, были Клава Черных и Клава Вавилова. Пройдя ускоренные курсы, они пахали поля, сеяли в тяжёлую пашню зерно и навсегда оставили на земле неизгладимый след. Сестра Клавдии Ефросинья в самом начале войны была забрана на танковый завод в город Омск, а возвратившись, всю жизнь работала на ферме дояркой.
Из воспоминаний уроженки деревни Бобыльск Клавдии Андреевны Бусыгиной (Кобелевой) 1936 года рождения, ветерана труда, проживающей ныне в селе Абатское: "Я хорошо помню, как в деревне появился трактор. Он был с железными колёсами, без кабины и заводился рукояткой. Работали на тракторе молодые девчата, которым исполнилось по 17-18 лет. Бригадир Иван Иосифович Черных учил их пахать землю, управлять плугом, помогал запускать машину, заправлять соляркой. Необъятные поля девчата пахали с утра до ночи и, несмотря на холод, пыль и грязь, дело своё доводили до конца.
После войны на смену первым трактористкам пришли мужчины, вернувшиеся домой, а также парни и мы - молодые девчонки, мечтавшие об этой профессии.
В 1956 году моя мечта сбылась, и я поступила в Голышмановское училище. Там девчатам выдали спецодежду и полтора года учили работать на гусеничных тракторах. В Бобыльске я работала с Клавой Першиной, мы сами заводили ремнями трактор, весной пахали, зимой возили с полей сено. Прицепщиком у нас был Саша Черняев, в бригаде работали также Иван Петров, Настя Солнцева, Валя Таранова и другие".
Но вернёмся к Клавдии Тимофеевне Черных, которой за труд в период войны было присвоено звание ветерана Великой Отечественной войны. В послевоенное время она работала в полеводческой бригаде, где женщины пололи на хлебных полях осот, косили для животноводческих ферм сено, на колхозном огороде выращивали овощи.
В 60-е годы в стране стало развиваться птицеводство, и на Бобыльское отделение совхоза "Абатский" были завезены куры-несушки. Рядом с деревней построили птицеферму, Клавдия Тимофеевна была назначена птичницей. Труд птичницы заключался не только в сборе яиц, но и в хорошем уходе и обильном кормлении кур. Благодаря кропотливому и добросовестному труду работниц, птицеферма приносила совхозу хорошую прибыль, и торговые сети получали свежие яйца.
К.Т. Черных пользовалась уважением среди односельчан, выполняла общественную работу, неоднократно избиралась депутатом Абатского сельского совета, ей было присвоено звание ветерана труда.
Клавдия Тимофеевна ушла из жизни тихо и спокойно, оставив после себя добрый след на земле и светлую память в душе сына Алексея и его семьи. И эта память будет жить вечно!
Татьяна Шелягина
Фото из семейного архива Черных