Сегодня рассказ о Лео Августовиче Шмунке, ярчайшем человеке труда, отдавшем все свои знания и силы развитию Абатского района

Коллектив РПС 1969 г.

"Не дай Бог жить в эпоху перемен", - гласит известная китайская мудрость, но стоит вспомнить историю, чтобы понять, что эта эпоха не прекращается никогда. И другой, похоже, уже не будет.

"Меняющийся мир порождает героев", - утверждает другая китайская поговорка. И с этим не поспоришь, вспомнив историю Абатского района - героев Гражданской войны, беспокойных лет восстановления и развития народного хозяйства, проходивших под лозунгами коллективизации и индустриализации, первых советских пятилеток, Великой Отечественной войны...

Великая Отечественная.... Пожалуй, нет в нашем районе семьи, которой бы она не коснулась своим чёрным крылом. Мы знаем и помним своих дедов, шедших на смерть ради победы над фашизмом. Мы помним жертвенность и героизм наших бабушек, наших родителей, работавших в тылу под девизом: "Всё для фронта! Всё для Победы!"

Вспомнился 1944 год. Очень тяжёлый год для сельского хозяйства нашего района. Сельхозинвентарь изношен, а ремонтировать нечем и некому - механизаторы все на фронте. Большая часть работ производилась вручную. Не хватало тягловой силы, вспашка зачастую велась на коровах. Свою лепту внесла засуха. Но при всём при этом район сумел сдать государству хлеба в три раза больше, чем в 1943 году. За трудодни колхозники не получили ни копейки, лишь 40 граммов зерна за день. Но Красная армия наступала, освобождая территории СССР от ненавистного врага, и это давало трудовой подъём. И хотя Абатский район сам нуждался во многом, он принял самое активное участие в восстановлении народного хозяйства этих территорий. Так, для колхозов и совхозов освобождённой территории, в основном Украины, был выделен дополнительный семенной фонд, скот, а Абатская МТС 1 февраля 1943 года торжественно, после митинга отправила одну грузовую машину и несколько колёсных тракторов. И никому в голову тогда не могло прийти, что через 80 лет на этой многострадальной земле поднимет голову фашизм.

Нелёгкими были послевоенные годы, страна залечивала раны. Ускоренными темпами шло восстановление сельского хозяйства, но масштабы разрушений были велики. Было принято решение об освоении целинных и залежных земель, что позволило в короткие сроки существенно увеличить производство зерна и продукции животноводства. Нашему району в этой кампании отводилось далеко не последнее место. Целина дала своих героев. За достигнутые успехи в освоении целины, за успешное проведение уборки урожая в 1956 году Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 64 труженика района.

За самоотверженный труд орденом Ленина были награждены пять человек, орденом Трудового Красного Знамени – девять человек, орденом "Знак Почёта" - 23, медалью "За трудовую доблесть" - 15, "За трудовое отличие" - 12 тружеников района.

Необычайным трудовым подъёмом отмечены в районе 60-70-е годы прошлого столетия. Иначе, как временем первых, благодаря множеству достижений и имён, прославивших район, причём, практически в каждой сфере деятельности, этот период назвать нельзя. Многих героев тех лет, создававших фундамент для социально-экономического развития района, уже нет с нами, но мы должны помнить о них.

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ВРЕМЯ

Сегодня рассказ о Лео Августовиче Шмунке, ярчайшем представителе того периода, образованнейшем и глубоко порядочном человеке, отдавшем все свои знания и силы развитию Абатского района, идеи которого, воплощённые в жизнь, на несколько десятилетий опередили время.

22 октября 2022 года Л.А. Шмунку исполнилось бы 96 лет.

Лео Августович Шмунк

В судьбе этого человека, как в зеркале, отразилась жизнь страны, оставив свой трагический след. Счастливое детство в родном селе Поволжья, где чистые улочки, белые изгороди, за которыми яркие цветники и сады, сливающиеся в единое море зелени. Нереально красиво было весной, когда сады зацветали, и чарующий аромат плыл над Волгой. Эти сады поселились в сердце Лео Августовича на всю жизнь, став ярким воспоминанием детства. И когда было тяжело, сердце сжималось от невыносимой тоски, он уезжал туда, где всё знакомо и дорого до слёз, чтобы окунуться в счастливый мир детства.

Он рос в семье молодых, красивых, влюблённых друг в друга людей, души не чаявших в своём Лео - сообразительном не по годам, шустром, с большими, тёмными, улыбающимися всему миру глазами мальчишке. Его интересовало, кажется, всё, новые знания схватывал на лету. Рано овладев грамотой, читал взахлёб. В школе учился только на "отлично", не потому, что хотел выделиться, просто считал, что учиться хуже, чем можешь - унизительно, к тому же учиться было очень интересно. С удовольствием помогал одноклассникам, был своего рода репетитором.

Вскоре понял, насколько это репетиторство полезно: объясняя материал товарищу, отлично усваиваешь его сам. Он постоянно был в гуще классных и школьных дел, участвовал во всём, в чём только можно было участвовать, и его нередко избирали на "руководящие должности". А ещё Лео боялся разочаровать возлагавших на него большие надежды родителей, которых очень уважал. Тот и другой были передовиками колхозного производства, а мама к тому же - бригадир передовой садоводческо-овощеводческой бригады, делегат съезда колхозников СССР.

Детство кончилось внезапно - 6 февраля 1938 года отца арестовали. Вся его вина была в том, что он был религиозным человеком и воскресенье посвящал молитвам. Кому-то это не понравилось. 14 февраля отца уже судили, а 21 - расстреляли. Лео Августович так и не смог понять и принять, как можно осудить человека только за то, что он молил Бога о мире, здоровье и счастье всех людей. Казалось, мир перевернулся. Его не приняли в пионеры, перечеркнув заветную мечту. Без работы осталась мама, и теперь они жили своим хозяйством. Мама в эти дни стала его единственным и, пожалуй, самым верным другом на всю жизнь. Вдруг открывшаяся в ней бездна всепрощенческой любви и веры в людей помогла сыну выстоять и не озлобиться.

Семь классов в 1941 году Лео окончил как всегда на "отлично", собирался учиться на агронома, но всё зачеркнула война. 1 сентября немцам Поволжья объявили о депортации, а 9 сентября уже вывезли в неизвестность. Страшной была эта дорога. Почти месяц в одном большом дощатом вагоне без всяких удобств, без остановок по требованию. Мужчины и женщины, дети и старики - все вместе. Здесь же рожали, здесь же и умирали. Казалось, этому кошмару не будет конца. Наконец всех выгрузили на железнодорожной станции Ишим, где распределили по районам.

Шмунков и ещё несколько семей увезли в деревню Сорокинского района и оставили, - ни работы, ни еды, плюс плохое знание русского языка и откровенно враждебное отношение местного населения, для которого немцы и фашисты в то время были одно и то же. Пошли к председателю сельсовета просить работу. И здесь мать в очередной раз удивила сына - она, казалось, умела всё: "Печи умеешь класть?" - "Умею". Так они стали печниками на всю округу. Первые печи сложили в клубе, а потом ходили по деревням. На то и жили.

В 1943 году удалось устроиться на Сорокинский промкомбинат, и хотя Лео не было ещё и семнадцати, работал в столярной мастерской за взрослого. В конце недели, в субботу, спешили домой в деревню - постирать, помыться, а в воскресенье - опять на работу. Мать успевала ещё шить на заказ. Шила всё: платья, рубахи, брюки. Мастер на все руки была.

К осени перебрались в Сорокино. Из глины, ивняка сделали мазанку. Обложили дёрном - жить можно. По справке, которую выдали за сданную в поволжский колхоз корову, в Сорокино дали другую, и Шмунки зажили.

В 1944 - 1945 годах Лео работал на Сорокинском лёнзаводе. Из-за грязи и пыли в цехах дышать было нечем, но был хороший паёк, и потому работой дорожили. Здесь Лео ждал ещё один удар - его не приняли в комсомол, объяснив это тем, что отец репрессирован, и ещё просто потому, что он немец. Условия труда сделали своё дело, и в конце концов Лео тяжело заболел.

Все эти годы мать не переставала мечтать о дальнейшей учёбе сына. И вот, когда Лео работал в сельпо грузчиком, его заметил председатель Сорокинского райпотребсоюза и устроил на бухгалтерские курсы в Ишим. Затем была работа в Сорокинском райпотребсоюзе. А в 1963 году, после окончания Московского Всесоюзного заочного института советской торговли, Лео Августовичу предложили должность директора торговой базы в Абатске.

 

Контора райпотребсоюза и базы 1966 г

Когда Л.А. Шмунк приехал в Абатск, райпотребсоюзовская контора размещалась в старом купеческом доме. Базы же как таковой не было, были лишь одни ворота. Вот тут-то Абатск и узнал Шмунка. За короткий срок была возведена оптово-торговая база со множеством складов, боксов, ставшая лучшей в области. Следом была построена автотранспортная контора с автопарком на 70 единиц техники, с открытием которой были решены проблемы с доставкой товаров. А Л.А. Шмунк уже работал председателем райпотребсоюза. Он активно строит, реформирует торговлю района.

Здание РПС 1983 г

Сдана в эксплуатацию новая контора райпотребсоюза, построены современные магазины практически во всех населённых пунктах района, среди которых - в Ленинке, Логиновой, сразу два (промышленный и культтоваров) в Ощепково, в Шевырино, Тушнолобово, Болдырево, Назарово, Быструхе, Майском, Погорелке, Татарске и других, в том числе универмаг, "Хозтовары", "Сельхозпродукты", "Дежурный" - в райцентре. На бойком месте – объездной дороге – "Пельменная". В эти же годы были открыты шесть хлебопекарен с производством макаронных изделий, с завозом хлеба в самые отдалённые и труднодоступные населённые пункты района. А при Абатской хлебопекарне был открыт цех безалкогольной продукции, где производились газированные напитки и осуществлялся розлив вина. Вскоре был открыт кондитерский цех по выпуску кремовых изделий и леденцов.

Большим подспорьем для жителей района стал организованный Л.А. Шмунком приём от населения картофеля, овощей, шкур. Картофель транспортировался на Север, а для переработки овощей, ягод и выделки шкур при заготконторе были открыты цеха консервации и кожевенный. Осуществил он и свою мечту – построил детское кафе "Мороженое", подарив тем самым радость абатским ребятишкам. А Лео Августович к тому времени уже "Отличник советской потребительской кооперации".

Для осуществления его планов нужны были грамотные специалисты. В районе же с высшим торговым образованием в те годы - раз, два и обчёлся, в основном - со средне-специальным. Попробовал попросить специалистов в области, но обеспечить район кадрами в том объёме, который требовался председателю райпотребсоюза, там не могли. И тогда Лео Августович создал факультатив, на котором секреты торгового дела постигали старшеклассники Абатской средней школы. Вместе со своими специалистами он проводил практические занятия, читал лекции. В течение нескольких лет были подготовлены 350 продавцов, многие из которых по сей день трудятся в районе.

Надо сказать, что Лео Августович дорожил своими кадрами, знал практически всех продавцов даже в малых деревнях, активно интересовался жизнью каждого. Всего же в системе райпотребсоюза в те годы работали около тысячи человек.

Одной из главных задач в то время он считает строительство жилья для работников торговли и строит. Возводятся двух-, четырёх-, 27-квартирные дома, более сотни индивидуальных. Не забыл он и о жителях района. В райпотребсоюзе в то время можно было купить срубы и стандартные дома, воспользовались этим более ста человек, хотя торговле этот товар был не особо выгоден.

Всё это говорит о Л.А. Шмунке, как о мудром, предприимчивом руководителе, владеющем ситуацией, умеющем видеть перспективу. Его идеи опережали время на несколько десятков лет, но он умел претворять их в жизнь. Под его руководством район одним из первых наладил производство колбасных изделий, копчёностей, организовав для этого заготовку мяса от населения. В годы колбасного и прочего дефицита Абатский район с его богатыми для того времени магазинами казался для соседей оазисом благополучия.

Для беспрерывного мясоперерабатывающего производства постоянно требовалось мясо. Закуп от населения был в основном сезонным, и Лео Августович решает строить свинокомплекс. Что это, как не зачатки холдинговой системы? Это потом появятся племзавод "Юбилейный", ОАО "ЗапСибХлеб"…

За свою работу Л.А. Шмунк был награждён орденом Трудового Красного Знамени, и единственный председатель РПС области был удостоен звания "Заслуженный работник торговли РСФСР" (1989 год). По просьбе общественности Абатска ему присваивается звание "Почётный гражданин села", а жители д. Водолазовой неоднократно избирают его депутатом районного совета. С его помощью в этой деревне были построены клуб, детский сад, поставлено десятка полтора новых домов, по всей деревне проведён водопровод, заново возведены два коровника. И деревня зажила, люди перестали уезжать.

Юбилейные 60-е застали врасплох. Впереди ещё множество планов, куча неоконченных дел. И он решает остаться. Неразбериха тех лет, называемая реформированием, но по сути слишком далёкая от значения этого слова, и скорее всего вопреки словарю имеющая значение, как в песне "… до основанья, а затем…", выбила из колеи. Чётко отлаженная система становится как бы никому не нужной. Тормозится строительство хлебокомбината. Рушится, таким образом, его мечта увидеть в Абатске завод по производству хлебобулочных изделий, где под одной крышей разместились бы переработка зерна и выпечка хлеба. Он решает уйти. Но его характер и неуёмная жажда деятельности не дают сидеть дома, и он опять занялся делом, с которым был связан всю свою жизнь.

Вхождение в рынок начинает с крестьянским хозяйством "Утро". Разобраться в рыночных отношениях ему не составляет труда. Быстро встав на ноги, окрепнув, "Утро" трансформируется в ООО "Возрождение" с разветвлённой сетью магазинов.

К этому времени прочно встают на крыло дети. Старший сын Лео – генеральный директор холдинговой компании "Молоко", имеющей представительство в разных уголках страны и за её пределами. Своя фирма у Виктора. У последнего мечта – подарить Абатску современный автокемпинг. Строитель по образованию, он сам готовит проект. Отец со старшим братом поддерживают его в этом начинании. Но осуществить свою мечту Виктору не удаётся…. Внезапная смерть сына буквально подкосила Лео Августовича. От этого удара он уже не сможет оправиться никогда. Но остаётся мечта Виктора. В память о нём Лео Августович со старшим сыном решают строить первый в области кемпинг. Сегодня автокемпинг "Абат" - один из лучших в дорожном сервисе нашего региона.

Вскоре у ООО "Возрождение" появляется ещё одна торговая фирма "Весна", торговые центры "Сибиряк" и "Торговый дом" реорганизуются под крытые мини-рынки.

Несмотря на тяжёлую болезнь, директор ООО "Возрождение" Л.А. Шмунк до последнего дня руководил предприятием. Кроме того, он активно интересовался жизнью села, района, конкретных жителей. Ведь это были его село, его район.

Большой жизнелюб, он всегда стремился быть в гуще событий, очень любил людей. А ещё он был прекрасный остроумный собеседник, лёгкий акцент придавал его речи особый шарм. Предельно искренний, открытый, он очень болезненно реагировал на фальшь и после инстинктивно избегал встречи с этим человеком. У него было много друзей, но тех, которым верил, как себе, – единицы. Глубоко порядочный человек, он никогда не искал обходных путей и делал всегда так, как подсказывала совесть.

"Железный Лео" - сказал о Л.А. Шмунке В.А. Рейн, тогда мэр г. Ишима, а сейчас депутат областной Думы. Да, он, наверное, действительно был таким. Но любой материал, в том числе и металл, имеет запас прочности. Иссяк он и у Лео Августовича. 20 марта 2007 года перестало биться сердце этого прекрасного человека.

Лариса Александрович

Фото предоставлены автором

Поделиться: