История любой школы тесно связана со школьным музеем, который является центром хранения культурного наследия народа, способствует формированию у детей гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений и сохранению памяти о прошлом ради светлого будущего народа.
О деятельности историко–краеведческого музея в современных условиях беседуем с Алёной Суслоновой, руководителем музея, учителем истории и естествознания Банниковской средней общеобразовательной школы.
- Алёна Валерьевна, расскажите, как создавался ваш школьный музей?
- История Банниковского школьного музея началась в 1972 году с создания "Комнаты хлеба". Под руководством учителя Эльвиры Пашан была создана поисковая группа, подобраны атрибуты и материалы на тему: "История хлеба – история нашей жизни". В музейной комнате стали проводиться краеведческие экскурсии школьников, тематические встречи с ветеранами войны и участниками трудового фронта. Экспозиция "Крестьянская изба", ставшая прообразом "Комнаты хлеба", знакомит посетителей с бытом русского народа.
В интерьере избы представлены самодельные орудия труда: прялка, швейка, чесальный гребень, чугунные утюги, керосиновые лампы, ткацкий станок и многое другое. Крестьянская изба – символ единства русского народа: тех, кто живёт ныне, и тех, кто жил прежде.
- Алёна Валерьевна, назовите основные направления деятельности музея, какова их роль в формировании исторического сознания у подрастающего поколения?
- Сегодня как никогда ясно, что без воспитания у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, духовности мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, нации, Родины. Поэтому мы стараемся, чтобы при посещении музея, увиденное стало личным переживанием и достоянием души каждого ребёнка. Одним из направлений работы музея является изучение истории родного края. Экспозиции "Банниково – родина моя, сердцу милый край", "Страна пионерия в сердце всегда" вызывают у посетителей чувство гордости за свою малую родину, своих земляков, прославивших боевыми и трудовыми подвигами родной край.
Важнейшим направлением работы музея стало военно–патриотическое воспитание школьников. Стенд боевой славы отражает документальные материалы о событиях военных лет: автобиографии фронтовиков, их воспоминания, аудио и видеозаписи. Актив музея систематически работает над исследовательским проектом, посвящённым Великой Отечественной войне.
В течение года в музее проводятся традиционные мероприятия – День героя Отечества, День Победы, в школе проходят патриотические акции: "Бессмертный полк", "Окна Победы", "Память о героях Отечества", "Найди своего героя", "Мы помним Беслан". Сейчас в сложный для нашей страны период, когда по всей России проходят акции в поддержку специальной военной операции на Украине, мы не можем оставаться в стороне.
Учащиеся школы и педагоги оказывают гуманитарную помощь нашим военнослужащим, участвуют в акции "Письмо солдату", выражают в письмах слова искренней благодарности нашим солдатам и желают им скорейшего возвращения домой живыми и здоровыми.
Ещё я хочу сказать, что сегодня без музея в школе не обойтись. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души и воспитываются нравственные качества человека. Школьный музей должен хранить память о прошлом ради настоящего и будущего!
Татьяна Шелягина
Фото предоставлено Банниковской школой