В 2023 году количество мошеннических атак на частных лиц увеличилось на 44 %. Более чем в 90 % случаев злоумышленники использовали приёмы социальной инженерии, которые позволяют выманить доступ к личным данным или заставить человека добровольно совершить какое-то действие, например, снять деньги со счёта.
Злоумышленник делает всё, чтобы заставить человека нервничать, при этом сильно торопит собеседника, якобы действовать нужно прямо сейчас, на счету каждая минута.
Мошенники рассчитывают на то, что в стрессе и спешке человек может поддаться на уловки - даже если раньше слышал, что звонки от службы безопасности банка или из отделения полиции не стоит воспринимать всерьёз. В результате жертва сама переводит деньги мошенникам или сообщает информацию для доступа к счёту или мобильному устройству: код из СМС, номер карты, логины и пароли.
О том, на какие уловки идут мошенники и как не стать их жертвой, рассказал Сергей Яклюшин, начальник отдела полиции № 1 МО УМВД "Ишимский" (дислокация с. Абатское).
Мошенники могут представляться специалистами разных госслужб, но чаще всего выдают себя за сотрудников правоохранительных органов. Они говорят человеку, что тот стал фигурантом уголовного дела, и выдумывают разные причины, например: "На ваше имя пытались взять кредит. Мы предотвратили эту попытку, но нам нужна ваша помощь, чтобы поймать преступника" или "Ваш счёт использовался в преступных схемах. Мы завели дело о мошенничестве, и вы должны поучаствовать в расследовании".
Мошенники называют жертву по имени и отчеству и сообщают другую личную информацию, используют банковские термины, ссылаются на статьи уголовного кодекса. Иногда они работают группами: переключают с одного "представителя силовых структур" на другого, могут прислать документы с печатями, якобы переводят звонок на сотрудников других ведомств, например ФСБ и ЦБ.
При этом мошенники постоянно торопят жертву, подчеркивают, насколько важно то, о чём они говорят, призывают не вешать трубку и стараются как можно дольше удерживать человека на линии, чтобы он не мог в спокойной обстановке посоветоваться с близкими или юристом. Также злоумышленники убеждают собеседника в том, что информацию, которую он только что услышал, нельзя никому сообщать, иначе человеку грозит уголовное преследование.
Мошенник может попытаться что-то узнать о жертве: сталкивалась ли она раньше с обманом, картами какого банка пользуется, сколько денег лежит на счёте. А потом начнёт требовать, чтобы жертва назвала данные карты или перевела деньги. За отказ от сотрудничества мошенники угрожают уголовным делом.
Часто звонившие представляются операторами сайта "Госуслуги" и просят назвать пароль для смены входа на сайт. Позже в личном кабинете они могут оформить заявку на кредит в банке, микрозаймы и совершить другие операции.
Как не попасться? Помните, что реальные следователи не станут выяснять информацию по телефону, - они вызовут в отделение с помощью повестки.
Не сообщайте никому личные данные: серию и номер паспорта, информацию о количестве денег на счетах, реквизиты счёта. Сотрудники госструктур никогда не запрашивают такую информацию.
Не верьте, если вам говорят, что решить вопрос можно деньгами, например, с помощью перевода на карту физлица. И тем более не соглашайтесь привозить наличные по определённому адресу или передавать их лично в руки какому-либо человеку. Например, один из жителей с. Абатское перевёл мошенникам 475 тысяч рублей.
Есть ещё одна известная схема мошенничества, когда жертве говорят, что произошла утечка данных и кто-то из сотрудников решил украсть деньги. Так человека пытаются настроить против настоящих специалистов службы безопасности. При этом злоумышленник предупреждает собеседника о возможном звонке специалистов из реальной службы безопасности и уверяет, что верить им нельзя, даже если они будут рассказывать о мошеннических схемах.
Цель мошенника - убедить жертву, что доверять можно только ему.
Также злоумышленники могут сказать собеседнику, что кто-то скомпрометировал его личный кабинет и, чтобы поймать сотрудника-мошенника, нужно якобы имитировать перевод. Для этого человека убеждают, что личный кабинет, который он видит на своем экране, - фейк, который поможет банку отследить недобросовестного работника, а значит, клиент отправляет деньги как бы понарошку, они никуда не уйдут. Хотя на самом деле человек видит настоящий интерфейс и переводит деньги прямо на счёт мошенников.
Ещё один вариант: мошенники звонят жертве от имени полиции и говорят, что деньги украли не со счёта в их банке, а с единого межбанковского счёта ЦБ, доступ к которому якобы есть только у сотрудников банка, где обслуживается жертва. Дальше человека переводят на работника Центробанка, который предлагает застраховать деньги жертвы на едином межбанковском счёте ЦБ, а для этого перевести деньги на специальный счёт. На самом деле никакого единого счёта ЦБ не существует - человек просто переводит деньги мошенникам.
Злоумышленники могут подделать номер банка, и на телефоне высветится знакомый набор цифр. Поэтому лучше убедиться, что звонок был из банка, - для этого позвоните по официальному номеру, который указан на его сайте.
Пытаясь заработать деньги в Интернете, помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Так, например, одна из жительниц нашего района захотела "лёгких" денег и решила поучаствовать в электронных торгах, при этом не только не заработала ничего, а ещё и закредитовалась на сумму более двух миллионов рублей.
Один из распространённых видов мошенничества – онлайн продажа товаров. Люди, совершая покупки в Интернете, часто ведутся на низкую цену, забывая, что качественный товар не будет стоить ниже рыночной цены. А потом в коробке получают совсем не то, что заявлено продавцом.
Все преступления, о которых мы сегодня рассказали, не единичны в нашем районе и раскрыть их по горячим следам получается крайне редко. Но был случай, когда подобное преступление было раскрыто в короткие сроки – сотрудники полиции Абатского района выезжали в командировку в Кемеровскую область, именно там проживал мошенник, совершивший преступление. В большинстве случаев звонки поступают из мест лишения свободы, а теперь и с территории Украины. Раскрытие таких преступлений по понятным причинам вызывает сложности.
Обращаясь к жителям Абатского района, С. Яклюшин сказал: "Если вам звонят с неизвестного номера, лучше прекратить разговор, чтобы у злоумышленников не было ни времени, ни возможности ввести вас в заблуждение. Будьте бдительны".
Юлия Леонтьева