В настоящее время в нашем государстве большое значение уделяется привлечению школьников старших классов к профессиональной ориентации. Особенного внимания требуют профессии педагогической направленности, так как дефицит учителей в школах очевиден. Для того, чтобы школьники не просто узнали о значимости профессии учителя, а захотели попробовать себя в этой роли, необходимо проводить комплексную работу по формированию педагогических знаний.
В школах России с 2021 года начали активно появляться психолого-педагогические классы. Это достаточно новый проект Министерства просвещения РФ, одно из направлений национального проекта "Образование". К концу 2024 года в стране запланировано создание 5000 профильных педагогических классов. Конечно, эти классы являются подготовительными или предпрофессиональными на пути получения профессии учитель.
Главная задача психолого-педагогических классов – показать, что профессия учителя значима, важна, интересна и может дать развитие. В ходе программы учеников знакомят с основными понятиями психологии и педагогики и другими компетенциями, которые необходимы современному учителю. Организация психолого-педагогического класса в школе - один из способов формирования осознанной профориентационной направленности учащихся на педагогическую деятельность, повышение престижа профессии учителя.
В таких классах наглядно демонстрируют работу учителей разных специальностей, организуют практическое применение умений и навыков обучающихся. Данный проект предполагает активизацию у учащихся 10-11 классов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, раскрывает основные направления деятельности учителя.
1 сентября 2022 года в Абатском муниципальном районе на базе МАОУ Банниковская СОШ был сформирован психолого–педагогический класс в рамках национального проекта "Образование". В него вошли тринадцать обучающихся десятых классов Конёвской, Ленинской и Банниковской школ. За время обучения в десятом и одиннадцатом классах ребята углублённо изучают введение в психологию и педагогику, развивают навыки общения и ораторские способности, выбирают предмет преподавания и, конечно же, учатся демонстрировать педагогические таланты.
Чем же психолого–педагогический класс отличается от обычных классов?
1. Кроме основных предметов, в образовательную программу добавлены дополнительные занятия: психология и педагогический практикум.
2. Школьники учатся выполнять проекты социальной, педагогической направленности, посещают мастер-классы, лекции, практикумы, участвуют в предпрофессиональной олимпиаде.
3. Ребята смогут сделать первые профессиональные пробы и получить консультации у педагогов наставников.
Куратором психолого-педагогического класса стала заведующая РМК отдела образования администрации Абатского муниципального района Елена Черняева. Вместе с ней работу с обучающимися проводят Сергей Стороженко, педагог - психолог МАОУ Банниковская СОШ по курсу психологии, и Александр Жданов, учитель немецкого языка (курс педагогики). С. Стороженко - куратор и наставник психолого-педагогического класса, его занятия содержательны, интересны, насыщенны практическими заданиями и очень необходимы в становлении молодого поколения педагогов.
Учащиеся класса в летний период осуществляют свою педагогическую практику в пришкольных лагерях, открытых на базах своих школ. Юноши помогают инструкторам по физическому воспитанию, а девушки талантливо работают в роли помощников воспитателей отрядов.
Надеемся, что такие классы не будут лишь ступенькой для получения высшего образования. На смену нынешним учителям придут новые, молодые специалисты, готовые покорять вершины и учиться педагогическому мастерству.
Андрей Шалягин, директор МАОУ Банниковская СОШ
Фото автора