В 1996 году командиру экипажа гражданского самолета Ил-76, тюменскому летчику Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звание Героя России. Указ президент России подписал 22 августа.
3 августа 1995 года российский экипаж совершал перелет из Албании в афганский город Баграм. На борту находился официально оформленный груз – патроны к автоматам Калашникова для правительства Афганистана. В тот день на высоте около 8 тыс. 200 метров командир получил команду посадить самолет. Так гражданский летный экипаж из России талибы взяли в плен, который продлился 380 дней и ночей, или один год и 13 дней. Их поместили в тюремную камеру площадью 45 квадратных метров, неоднократно допрашивали.
"Мы сказали талибам, что самолету требуется техническое обслуживание, иначе он заржавеет, масло закоксуется, двигатели выйдут из строя. Под этим предлогом часть экипажа стала посещать самолет. Другая часть в это время находилась в заложниках", - рассказал он.
Бежать они решились только тогда, когда всем экипажем попали на борт. "Решили единогласно: будем взлетать, - вспоминает Владимир Шарпатов. - Талибы ушли на полуденную молитву. С нами оставили троих автоматчиков. Они сидели прямо у нас за спиной. После нескольких попыток двигатели запустились. Запросили "вышку", чтобы усыпить бдительность, мол, дайте порулить, в ответ тишина, все ушли на молебен.
С промежуточной рулежки начал взлетать. Талибы спохватились, послали под крыло самолета две машины: "Урал" и автобус, на котором нас же привезли. Взлетная полоса кончается. Жара, двигатели полную мощность не выдают. От последней плиты самолет буквально оторвался, перескочил через колючую проволоку, убрал подкрылки и шасси... Курс – на Арабские Объединенные Эмираты. Россия потом ахнет и примет нас домой".
Всех остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.
ИА "Тюменская линия"