Скоро в школу

В жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день - ребёнок в первый раз идёт в школу. Летние месяцы - самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически. 

Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает, что проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удаётся успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Мы предлагаем вашему вниманию цикл статей о том, как помочь первокласснику пережить трудности в адаптации к новой школьной жизни, и беседуем с О. Лукьянченковой, педагогом-психологом МАОУ Абатская СОШ №1.

- Уважаемые мамы и папы! Приближается то время, когда ваш ребёнок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей, возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребёнка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и другие.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребёнок индивидуален. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

- Ольга Александровна, что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребёнка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребёнка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

- Итак, перечислим главное, на что нужно обратить внимание родителям.

- Развиваем речь. К школе ребёнок должен уметь описывать свои действия и увиденное им. Для этого ежедневно и как можно чаще просите его рассказать, что нарисовано на картинке, что происходит за окном, а на прогулке пусть расскажет, как выглядит природа. Во время игр дома задавайте вопросы о том, что конкретно ребёнок делает. Отвечая, он оттачивает навыки связной речи.

Вырабатываем усидчивость. В первом классе уроки длятся полчаса - непоседе, даже посещавшему детсад (а тем более, если нет), придётся нелегко. Ежедневно давайте ребёнку два-три интересных получасовых задания. Скажем, собрать пазл с изображением геометрических фигур (их необходимо знать первокласснику). При этом сначала расскажите суть задачи, как это сделал бы учитель. Также хорошо развивает усидчивость и терпеливость игра "Море волнуется раз...".

Учимся слушать учителя. Ребёнку в первое время сложно слушаться учителя и выполнять его просьбы, особенно если он не посещал детсад и привык, что дома все, наоборот, слушали его. Ежедневно играйте с ребёнком в игру: вы задаёте вопросы (не больше 10 за раз) по типу: "Какого цвета молоко?", его задача в ответах избегать "да", "нет", "белое", "чёрное". Подыскивая аналоги запрещённым словам, ребёнок учится слышать задания и выполнять их.

Оттачиваем умение держать ручку. Ручка "не поддаётся" многим детям - выпадает, ложится и т. д. А ведь в школе это один из главных инструментов. Чтобы научить малыша держать ручку уверенно и правильно, купите ему… дартс с дротиками. Только удерживая тремя пальцами дротик, ребёнок сможет попасть в мишень, а вместе с тем научится удерживать и ручку. Ведь техника совершенно одинакова.

Тренируемся взаимодействовать в команде. Ребёнок, особенно если он один в семье, привык к индивидуальному подходу. В школе же - целый класс, поэтому нужно учиться дружить, делиться и выполнять общие задания. Хотя бы через день устраивайте детские коллективные игры, привлекая максимум детей (из родни, соседей) и давайте общие задания, где им придётся друг другу помогать. Например, организуйте квест: спрячьте во дворе мелкие игрушки или сладости. Детям нужно найти "клад", следуя подсказкам (заранее спрятанным), где предыдущая указывает на следующую.

- Ольга Александровна, ваши советы, несомненно помогут и родителям, и детям пройти сложный период подготовки к школе. Заканчиваем сегодняшний разговор вашими добрыми пожеланиями.

- С того момента, когда ваш ребёнок впервые переступит порог школы, начнётся новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы он начался с радостью и так продолжалось на протяжении всего периода обучения. Станьте ребёнку другом, наставником, мудрым советчиком, пусть он всегда чувствует ваше надёжное плечо.

Ю. Леонтьева

Фото: "Сельская новь"

Поделиться: