Тюмень станет первым регионом, где с 11 по 12 апреля откроется Национальный лесной форум, который в 2019 году пройдет в шести федеральных округах России. Накануне этого важнейшего для лесной отрасли мероприятия его инициатор и организатор, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев дал интервью корреспонденту "Тюменской линии".
Он рассказал, что в 2018 году, когда форум проходил в первый раз, по итогам дискуссий на его площадках были разработаны конкретные законопроекты, в частности, о развитии заготовительных контор, куда граждане смогут сдавать дикоросы, о защитных лесах, о лесопромышленных кластерах. В процессе разработки находятся еще ряд законодательных инициатив.
"Главная задача, которую мы ставили, задумывая такой форум, - это учесть специфику и опыт регионов и сформировать предложения по изменению лесного законодательства", - отметил он.
Такая масштабная задача определила и формат форума: он проходит в разных регионах страны и подводит итоги на заседании в Москве. "Страна огромная, и почти половина ее площади занята лесами. Ситуация в регионах разная – с пожарами, с заготовкой леса, с незаконными рубками, - пояснил он.
- Все эти факторы, так или иначе, обладают своими региональными особенностями. Изначально возникла идея проводить национальный лесной форум в регионах и потом уже суммировать наработки в Москве, чтобы сформулировать конкретные предложения. На первом форуме в прошлом году мы отработали в пяти федеральных округах и итогом были большие парламентские слушания в зале пленарных заседаний Государственной думы и выпуск соответствующих рекомендаций, которые мы сейчас отрабатываем".
В 2019 году важнейшей темой форума станет мониторинг правоприменительной практики. "Мы должны понять, почему эффективно не работают те или иные нормы уже принятых законов, что нужно сделать, чтобы они приносили пользу, - подчеркнул Николай Николаев. - За последние 3-4 года изменений в Лесной кодекс внесено достаточно много, и все они направлены на то, чтобы сделать работу отрасли более открытой, подконтрольной, прозрачной. Хотим понять, почему они не работают на местах.
Здесь причин может быть очень много. Начиная от того, что на местах просто не торопятся внедрять в жизнь нововведения, и заканчивая тем, что не подготовлена федеральная нормативная база или нечетко сформулированы нормы закона. Мы должны понять это. И понять это можно только при непосредственном общении с представителями компаний, общественных организаций, администраций региональных, муниципальных и т.д.".
Глава профильного думского комитета отметил, что информационная закрытость отрасли, отсутствие действенных механизмов широкого участия общественности в принятии решений по лесам играют на руку нечестным участникам лесной отрасли, интересы которых не совпадают с государственными. Именно поэтому и не выполняются требования лесного законодательства. "Эта тема была предметом дискуссии и в прошлом году, - отметил Николай Николаев. - Проблема, на мой взгляд, заключается в дефиците открытости и публичности информации о наших лесах и тех решениях, которые принимаются.
Мы сделали определенные шаги, и год назад я вносил соответствующую поправку и она была принята – сейчас все регионы обязаны публиковать информацию обо всех лесных участках в открытом доступе. Это предмет парламентского контроля, но этого мало. Нужно обеспечить прозрачность не просто информации о лесных участках, а о самом ресурсе, чтобы можно было, грубо говоря, идентифицировать каждое бревнышко – откуда оно.
Очень серьезную роль здесь играет абсолютная закрытость и отсутствие публичной информации о документах при транспортировке леса и продуктов его переработки. До сих пор любой желающий может поставить печать какого-нибудь ООО и написать, что он везет лес из такого-то региона. И все – и никакой инспектор не может проверить это по дороге. В результате, таким образом, обеспечивается легализация незаконной древесины. Поэтому нужно, чтобы весь путь самого ресурса был прозрачным".
Николай Николаев привел в пример Иркутскую область, которая неоднократно заявляла о создании системы защиты от незаконной заготовки древесины, о том, что регион является первопроходцем в вопросах маркировки древесины, в вопросах контроля. На самом деле около 60% всей незаконной древесины, добываемой в России, происхождением из Иркутской области. Таким бутафорским попыткам создания системы контроля за вырубкой леса нужно противопоставить четкие механизмы продажи древесины. "Если этот механизм будет прозрачным с обязательным подтверждением законности происхождения древесины, мы сумеем решить проблему", - уверен Николай Николаев.
Одним из путей развития цивилизованной торговли таким важным ресурсом может стать, по его мнению, биржевая продажа древесины. "Необходимо серьезно заняться развитием биржевой торговли в лесной промышленности, - заявил он. - Может быть, даже обязать определенные объемы леса направлять на биржу. И, безусловно, как мне кажется, вся древесина, которая заготавливается государственными учреждениями, должна реализовываться только через биржу. Чтобы это было абсолютно прозрачно, понятно ценообразование и чтобы государство получало достойные деньги за ресурс".
Сегодня в России успешно работает международная Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. С ней уже подписали соглашения 16 лесодобывающих регионов страны. В том числе Иркутская и Новгородская области, Пермский и Алтайский края, Карелия и Башкортостан.
В 2018 году через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу реализовано 19,97 млн тонн нефтепродуктов, 15,13 млрд куб. м природного газа, более 1,388 млн куб. м лесоматериалов. Взаимодействие государства и бизнеса в природопользовании – еще одна глобальная тема, которая будет в центре внимания участников форума.
"В последнее время много говорят о развитии государственно-частного партнерства, но почему-то на практике это не работает, - считает Николай Николаев. - И речь идет не только о древесине. Государственно-частное партнерство может быть актуально и в решении вопросов лесовосстановления, охотничьего дела, благоустройства национальных парков, особо охраняемых природных территорий. Здесь много аспектов, и мы видим, что государство выделяет огромные средства, но их явно недостаточно.
Присутствие бизнеса в таких проектах будет заставлять повышать эффективность использования природных ресурсов. Важно разработать и понять, каким образом может взаимодействовать государство и бизнес. Более того, такие примеры есть в разных регионах. Нам нужно, конечно, это изучить и лучшие практики тиражировать".
Важнейшим событием второго национального лесного форума станет, по словам Николая Николаева, семинар "Развитие добровольной сертификации в природопользовании", который пройдет в формате круглого стола. "Для лесопромышленников, которые ориентируются на международный рынок, одним из основных билетов туда является наличие международных сертификатов, - сообщил он.
- Сегодня есть две международные системы - PEFC и FSC. Сертификация сама по себе – дело хорошее и нужное. Она должна подтверждать бережное отношение лесопромышленников к лесу и их поведение по устойчивому использованию ресурса. Но дело в том, что в последнее время эти международные системы, прежде всего FSC, являются очень серьезным фактором давления на промышленность".
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассказал о проблемах лесозаготовителей Архангельской области, иностранные партнеры которых потребовали вывести из хозяйственного оборота часть арендованного леса, попадающего на так называемые малонарушенные лесные территории (МЛТ). Особенность таких лесов в том, что в них ранее не велись промышленные рубки, отсутствуют дороги, линейные объекты и прочие признаки человеческой деятельности.
Сегодня в Российской Федерации применяется достаточное количество законодательных запретов и ограничений, которые имеют экологическую направленность и обеспечивают сохранение малонарушенных лесов (МЛТ). Например, площадь защитных лесов РФ составляет 283 млн га, то есть четверть всего лесного покрова России. Во всем мире защитные леса в среднем составляют до 10%. Площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) только федерального значения, в основном покрытых лесами, составляет 27 млн га.
В стратегии развития ООПТ предполагается создание еще 24 ООПТ и увеличение общей площади на 5 млн га. При имеющихся этих системных ограничениях дополнительные требования от добровольных систем сертификации являются избыточными. Кроме того, есть еще два момента, свидетельствующие о том, что в основе требований в отношении МЛТ лежит не забота о лесе, а недобросовестная конкуренция и попытка "поставить на место" российских лесопользователей, которые получают международные лесные сертификаты.
Первое, что надо отметить, это то, что дополнительные требования от международных организаций основываются на Атласе малонарушенных лесных территорий России, выпущенном еще в 2003 году в Вашингтоне издательством World Resources Institute, без участия российских органов власти, ответственных за лесное хозяйство. А второе, и может быть более важное, это то, что полное неучастие и отсутствие ухода за лесами приводит к различным неблагоприятным последствиям - в лесах накапливается спелая перестроенная древесина, повышается пожарная опасность этих территорий, в этих лесах возникают вспышки вредителей и болезней.
"Реализация этих требований может привести к тому, что из оборота выведут до 50, а иногда и до 80% тех площадей, на которых работают предприятия и за аренду которых платят немалые деньги государству, - отметил Николай Николаев. - Наличие национальной системы сертификации поможет промышленникам и арендаторам подтверждать свою правоту, даже если будут какие-то неадекватные действия со стороны международных партнеров.
Это исключительно важный вопрос не только с точки зрения сохранения лесов, но и с точки зрения защиты всей лесной отрасли. Не надо забывать, что в целом в ней работают около полутора миллионов человек. И представьте, если вдруг в соответствии с какими-то политическими воззрениями у нас возьмут и отзовут эти лесные сертификаты. Сейчас лесной сертификацией охвачено более 20% всех лесных территорий, которые отданы в аренду в соответствии с российским законодательством".
Не меньшее беспокойство у российских законодателей вызывает и категория так называемых городских лесов, которые постоянно становятся центром притяжения интересов застройщиков. "Более 60% городских лесов в стране даже не поставлены на кадастровый учет, а для любого города это уникальный экологический ресурс, - пояснил Николай Николаев.
- Нужно максимально приложить усилия, чтобы зафиксировать эти городские леса, обеспечить им соответствующее защитное положение. В прошлом году приняли закон о защитных лесах, где выделили главу по городским лесам, чтобы обеспечить сохранность этих уникальных территорий. Что нужно для того, чтобы это работало на практике – это как раз тема еще одной тематической площадки форума".
Участников форума, считает Николай Николаев, бесспорно заинтересует опыт Тюмени, защитный зеленый пояс которой сегодня равен площади самого города. "Если говорить непосредственно о Тюмени, то нас очень заинтересовала ваша положительная практика по сохранению и обустройству таких объектов, как Гилевская роща, экопарк Затюменский. Этот опыт нужно изучать и тиражировать, - считает он. - Участники форума посетят эти объекты в первый же день нашей работы".
Организаторы форума ждут в Тюмень большую команду из Рослесхоза, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других ведомств и министерств. "Они тоже заинтересованы, чтобы конструктивно работать с регионами, - заверил Николай Николаев. - Традиционно будем приглашать на все региональные этапы лучших экспертов в самых разных отраслях. Модераторами будут крупные журналисты, которые занимаются лесной темой. И традиционно в форуме примут участие депутаты Госдумы".
Завершая беседу с корреспондентом "Тюменской линии", Николай Николаев заявил, что такой масштабный и многоформатный форум станет хорошим инструментом для подготовки предложений по новому Лесному кодексу России, разработать который до конца мая поручил председатель правительства Дмитрий Медведев.
"Сейчас действует 44 редакция этого важного документа Лесного кодекса, – отметил Николай Николаев, - и если речь идет о подготовке нового Лесного кодекса, мы должны понимать, что это будет новая концепция, новая парадигма. Для этого важен региональный опыт".
Борис Олейник
Источник: ИА "Тюменская линия"