Иван Федулович Зорков родился в д. Таволжановой Абатского района в 1916 году. Его отец Федул Николаевич Зорков был писарем в Тушнолобовской волости и поэтому обучил сына грамоте до службы в Красной Армии. Сам Иван Федулович работал в правлении колхоза "Труженник" счетоводом-бухгалтером. Вот что вспоминают о нём односельчане:
- Сидит Иван в правлении, песенки напевает и счётиками пощёлкивает. Женился он рано. На момент службы в Красной Армии у него было трое детей. Служил в г. Ишиме и учился в Полковой школе. Во время отпуска с радостью ехал домой к жене и детям.
Дочь Надежда так вспоминает отца:
- Я помню, как папа сидел на чёрном венском стуле и держал меня на руках. Односельчане нашей деревни об отце всегда отзывались хорошо. Он был весёлым и добрым человеком. Слыл заядлым охотником. Мама рассказывала, что с охоты он приходил весь увешанный утками и со своим напарником Михаилом Комлевым тоже всегда делился.
Когда началась война с белофиннами, по зову Отчизны молодой лейтенант пошёл добровольцем, оставив жену и троих детей. Он был командиром лыжного батальона, участвовал в боях при штурме линии Маннергейма и на озёрах Карелии. Погиб 3 января 1941 года. Это всё, что известно об отце.
Помню из писем отца немного. Он писал, что климат тех мест очень суровый. Постоянно холод, вьюги, валуны. Кругом тайга и сопки. Хорошо запомнились строки из последнего папиного письма: "Веду свой лыжный батальон к месту назначения. Дует шквальный ветер, снежные иглы летят в лицо, но мы идём вперёд, только вперёд к цели. Целую, Лина, береги детей!" Больше писем от отца не приходило. Из военкомата прислали все его награды и знаки отличия.
Отчётливо помню большой значок с надписью "Снайпер". Мой брат вешал себе на грудь все награды папы и хвастался ими перед друзьями. Со временем всё это было утеряно и ничего не сохранилось. Моей маме Харитине Яковлевне Зорковой (Лина, так называл её папа) – было тяжело без отца. Ведь на её плечи легли все заботы о детях и домашнем хозяйстве. Она часто оставляла нас одних дома. Сама работала на протяжении всей своей жизни дояркой. Вела домашнее хозяйство, чтобы прокормить семью и дать всем образование. Она поистине великая труженица.
Харитина Зоркова была участницей сельскохозяйственной выставки в Москве. Всем детям она дала достойное образование, они получили профессии учителя, агронома и продавца. Женщина всю жизнь надеялась и ждала, что произойдёт чудо и её любимый муж вернётся к ней.
- В похоронке не сообщили точное место, где погиб отец, – говорит Надежда Ивановна. - Позднее сообщили, что он пропал без вести.
Дети пытались хоть что-то узнать, но ответа так и не получили. И всё надеялись, что он вернётся домой.
- Я сама уже давно не молодая, – продолжает Надежда Ивановна, - но мне не даёт покоя такая мысль: "Почему о тех, кто погиб с белофиннами, никто не вспоминает? Поисковые отряды находят без вести пропавших в боях с немцами. А ведь во время войны с белофиннами погибли и пропали без вести тысячи молодых ребят".
Н. Архипова обращается с просьбой к поисковикам и всем добрым людям: может, кто-то найдёт пятачок земли с останками погибшего бойца, отметьте это местечко, зажгите в память о безвестном свечу на небольшом обелиске.
- Может быть, это уже будет и не для нас, но хотя бы для наших потомков. А их много – внуки, правнуки и праправнуки. И они вспомнят о своём родственнике, погибшем на полях войны с белофиннами.
Подготовила Ю. Леонтьева