Защитник интересов детей

Татьяна Оленькова работает в Тушнолобовской школе учителем русского языка и литературы. По совместительству она же социальный педагог. Хотя в этой должности у неё небольшой опыт, но объём работы значительный, а потому требует много сил и внимания.

По роду деятельности Татьяне Леонидовне приходится бывать в разных семьях и ситуациях, поэтому нужно быть тактичным при общении с наблюдаемыми семьями и детьми.

- Который год работая в школе, я ловлю себя на мысли, что вокруг меня нет плохих людей, - говорит Т. Оленькова. - Мне удивительно повезло с интересными детьми, увлекающимися педагогами. Мне хорошо с ними, они мне дороги.

Школа - частица детской жизни длиной в 11 лет. Чем станет для ребёнка она? Каким выйдет в жизнь этот человечек? Эти вопросы я часто задаю себе. Какова моя мечта? Она очень понятна всем учителям и родителям. Я хочу, чтобы дети любили жизнь, чтобы были устойчивы к её превратностям и поворотам, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом.

Сегодня я не только учитель русского языка и литературы, но и социальный педагог, а значит, я могу сделать немало. Педагоги моей школы считают, что социальный педагог - это человек, на котором держится половина успеха.

Кто же он, социальный педагог? Это человек, который пришёл на смену инспектору по делам несовершеннолетних, ибо в нормальном гражданском обществе детьми с отклонениями в поведении занимаются именно педагоги, а не полиция.

Татьяна Леонидовна работает с различными семьями, помогает решать семейные проблемы. Сейчас она ведёт работу с двумя алкоголезависимыми семьями, одна из которых многодетная. Ещё две семьи - из категории малообеспеченных. Бывают разные ситуации, иногда приходится покупать детям продукты питания за счёт личных средств, потому что видит, что дети хотят кушать.

По возможности Т. Оленькова старается обеспечить детей необходимой одеждой, что-то и от своих детей берёт. Несмотря на то, что дети находятся в неблагополучных семьях, у них стопроцентная посещаемость учебных занятий. Может быть, это зависит и от того, что здесь они под присмотром, обеспечены питанием в школьной столовой и общаются со сверстниками. Многие дети из таких семей стараются учиться и стремиться к своим определённым, пусть маленьким, но победам.

Помимо работы с семьями имеется и другая работа в школе. Это решение детских проблем, которые часто возникают внутри определённого класса.

Некоторые события, на первый взгляд никак не связанные между собой, создают атмосферу, которая царит в классе. Жизнь кипит, и при таком темпе она должна касаться всех. Но каждый опытный учитель, зайдя в класс и бросив один-единственный взгляд, сразу обнаружит тех, кто из этой жизни как бы исключён.

В этом шумном детском мире есть свои недетские проблемы - "проблемы отверженных детей". Некоторые думают, что это проблемы нашего времени. Такие дети есть, пусть и не в каждом классе. Но как страшно это одиночество среди сверстников, когда невозможно пробить эту глухую стену непонимания. Попросите ребят объяснить причину их "неприятия". Они не смогут её назвать или назовут что-то вроде "грязнуля", от него "дурно пахнет". Хотя часто это бывает не так. Действительно, в разряд таких детей часто попадают дети из неблагополучных семей.

Возможно, где-то кем-то оброненная фраза в присутствии одноклассников сыграла свою роль. Кроме "отверженных" в классах есть "трудные дети". К ним относят "педагогически трудных", "труднообучаемых" и "социально запущенных". Невозможно помочь таким детям, не решая проблем семьи. Конечно, груз экономических тягот, пришедшийся на сегодняшний день, способен сломить и не слабого человека.

Иногда для того, чтобы возрождение семьи состоялось, достаточно, чтобы появился кто-то и сказал другому, слабому, теряющему надежду, безответственному: "Я за тебя отвечаю!". И так радостно видеть в его глазах загорающийся огонёк надежды. Я убеждена, что не нужно ждать, когда обратятся за помощью, нужно самому выходить на контакт с ребёнком и его семьёй.

Чтобы помочь таким семьям и оформить необходимую денежную поддержку, Татьяна тесно сотрудничает со Светланой Травниковой, социальным работником от центра "Милосердие". Она помогает оформить и собрать необходимые справки, оценить ситуацию в семье. Для таких семей при наличии всех необходимых документов выделяется адресная и материальная помощь.

Деятельность социального педагога Тушнолобовской СОШ не сводится к работе только с трудными детьми и неблагополучными семьями. Одной из важных задач является здоровье детей: и физическое, и психическое, и нравственное.

- Все изъяны школы учащиеся унесут во взрослую жизнь, что во многом определит наш будущий нравственный климат, - говорит Т. Оленькова. - Среди них будут и "мои" трудные дети. Очень хочется, чтобы это были счастливые люди. А счастье - это когда тебя понимают. Если дети будут счастливы в школе, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы она ни сложилась.

Социальные педагоги - защитники интересов детей, они помогают растущему человеку разобраться с собой, окружающими, обстоятельствами. Это важно даже психологически: учителя, ученики и родители знают, что в школе есть конкретный взрослый, который хочет понять проблемы детей и ищет их решения.

Подготовила Юлия Леонтьева

Поделиться: