Сибирский тракт – ещё один шаг на пути развития Абатского района

Сибирский тракт – старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. Царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, вышел в далёком 1689 году, строительство же началось намного позднее, а обустройство было закончено в середине XIX века.

Сибирский тракт многогранен, за почти три столетия существования вызывает ассоциации с могуществом России, которая стала великой державой, единой и большой страной благодаря именно этой самой дороге. Сибирский тракт дал огромный толчок в освоении Сибири и позволил регионам европейской части Российского государства выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.

Ассоциация "Сибирский тракт" предлагает решение хозяйственных вопросов в развитии туризма, придорожного сервиса. В Абатском районе Тюменской области 15 процентов валового продукта даёт придорожный сервис. Появляются кафе, строятся гостиницы, развивается придорожный сервис - создаются рабочие места, развивается район. По статистике, пиковый суточный автопоток через Абатский район составляет до восьми тысяч машин. Поэтому в районе необходимо организовать придорожный сервис таким образом, чтобы мы могли хотя бы 10 процентов этого потока оставлять для ночёвки и посещения объектов абатской культуры.

Леонид Рыженко, кандидат технических наук, директор ассоциации межмуниципального сотрудничества "Сибирский тракт" - один из тех исследователей, изучающий увлекательнейшую историю Сибирского тракта. 1 ноября в малом зале администрации Абатского района состоялась встреча Л. Рыженко с главой района, представителями органов управления культуры и предпринимателями. Предлагая сегодня вашему вниманию интервью с ним, мы надеемся, что оно вызовет заслуженный интерес наших читателей.

- Леонид Игоревич, история Сибирского тракта дала когда-то жизнь многим городам и сёлам, расположенным на этой дороге. Как давно Вы начали заниматься идеей создания ассоциации "Сибирский тракт", в чём заключается цель проекта?

- Главная задача, которую мы решаем в рамках проекта совместно с главой Абатского района Игорем Васильевым, – организовать туристический поток через Абатский район, придать импульс развитию дополнительных видов деятельности, обслуживающих туристов. Иногда можно услышать такое мнение: мол, Абатское – это не Тобольск, и, даже не Ишим, что тут показывать? Такой взгляд я считаю ошибочным. Турист останавливается не там, где населённый пункт больше, а там, где его могут качественно и интересно обслужить. Если такое обслуживание будет налажено в Абатском районе, турпоток будет. А это – новые рабочие места, новые смыслы для проживающих здесь людей.

- Леонид Игоревич, назовите, пожалуйста, основные направления деятельности по развитию проекта "Сибирский тракт".

- Мы работаем с тремя группами партнёров: муниципальными образованиями, бизнесом и субъектами Федерации, и считаем, что для решения поставленных в проекте задач каждый должен сделать три шага навстречу друг другу. Помощь в организации этих шагов и определяет направления деятельности.

Абатскому району мы помогаем: сформировать бренд территории; настроить подведомственные учреждения на оказание туристических услуг; привлечь бизнес к участию в проекте.

Бизнесу мы помогаем: улучшить качество обслуживания; организовать мероприятия, повышающие привлекательность района; включиться в информационную сеть по продвижению услуг района.

Тюменской области мы помогаем: выстроить сеть туристических центров; выделить ресурсы на мероприятия участвующих в проекте районов; сформировать предложения для органов федеральной власти по развитию туризма на подведомственной территории.

- Как Вы думаете, какова перспектива и значимость проекта "Сибирский тракт" для развития нашего аграрного района?

- Со временем значимость проекта будет только возрастать. Наша экономика переживает структурную перестройку. С работой, которую раньше выполнял целый колхоз, сейчас справляется несколько высокотехнологичных комбайнов. В сельском хозяйстве объективно не требуется столько людей, как раньше. Чтоб территория района не превращалась в демографическую пустыню, нужно развивать альтернативные виды деятельности: туризм, культуру, подсобные промыслы и другое. На одном сельском хозяйстве район не вытянуть.

- Развитие экономики Абатского муниципалитета и региона в целом изменятся с дальнейшим продвижением работы этого крупномасштабного проекта?

- Я думаю, будет расти удельный вес тех секторов экономики, которые связаны с обслуживанием автопотока через территорию района.

- Леонид Игоревич, ассоциация "Сибирский тракт" продвигает развитие только туризма и придорожного сервиса?

- Нет, мы стимулируем развитие любых видов деятельности, но через призму развития туризма. Поясню на примере, что имею в виду. Во Владимирской области есть агротуристический комплекс "Богдарня". Его хозяин Джорж Копицки (кстати, англичанин, переехавший в Россию) наладил высокотехнологичное производство сыров, не уступающих по качеству зарубежным. Так вот, в "Богдарне" активно развивается туризм, в том числе, с дегустацией сыров. Сельское хозяйство развивается в симбиозе с туризмом! Почему бы в Абатском районе не развивать аналогичные виды деятельности?

- Как Вы оцениваете работу придорожного сервиса Абатского района в контексте проекта "Сибирский тракт"?

- Достаточно высоко, но не настолько, чтоб считать, что ничего делать не надо. Помните, как у Аркадия Райкина говорил водопроводчик: "на две крутки не докрутил, на две винтки не довинтил". Поэтому мы внедряем стандарты "Сибирский тракт". С этой целью заключаем с заведениями, оказывающими услуги, концессионные соглашения, и в рамках этих соглашений добиваемся, чтобы качество достигло того уровня, который установлен стандартами.

- Леонид Игоревич, есть ли смысл развивать "Сибирский тракт" для привлечения туристов местным краеведам? Какие конкретно объекты, на Ваш взгляд, имеют туристический потенциал? Что даст проект для культуры нашего района?

- Краеведением надо заниматься вне зависимости от туризма. Это лучший путь к тому, чтоб полюбить свой край и стать патриотом своей родины. Что касается конкретных объектов, я бы не стал их перечислять, а остановился на одном примере. Речь идёт о палеонтологической теме. Хотя окаменелые костные экспонаты представлены во многих районных краеведческих музеях, эта ниша практически не занята. Считаю перспективным создать специализированный музейный центр древнего человека и палеонтологических останков древних животных. Он будет пользоваться спросом.

- Скажите, существует какой-то единый бренд в ассоциации "Сибирский тракт", чтобы после объединения в единое целое малые города и сёла, расположенные на Сибирском тракте, полновесно выглядели на фоне мегаполисов?

- За любым брендом должен стоять конкретный продукт. Бренда без продукта не бывает. Не зря я говорил о формировании качественных услуг. Если удастся сформировать в туристическом поясе "Сибирский тракт" зону услуг (как туристических экскурсий, так и придорожных сервисов), соответствующих стандарту "Сибирский тракт", считайте, положительный ответ на ваш вопрос будет получен.

- Леонид Игоревич, скажите, пожалуйста, что вы обсуждали сегодня с главой района Игорем Юрьевичем, органами культуры, предпринимателями?

- В Абатском районе руководство и органы управления культуры проводят большую работу по подготовке информации, которая включается в общее информационное поле для туристов "Сибирского тракта". С несколькими предпринимателями мы сегодня заключили концессионное соглашение, предусматривающее три этапа включения партнёров в проект "Сибирский тракт": включение в информационную сеть (размещение информационных стендов и кюар кодов), мероприятия, которые повышают качество бслуживания и приводят его в соответствие стандартам "Сибирского тракта", а также внедрение бонусно-рейтинговой системы.

- Скажите, какой тип туризма сегодня наиболее перспективен и какими методами следует привлекать туристов?

- Достаточно активно развивается индивидуальный туризм, к которому относится и автотуризм. Что касается целевых туристических услуг, для Абатского района очень перспективны гастрономический туризм, агротуризм, ну и, конечно, культурно-познавательный. Основной метод, о котором я говорил, – это создавать зону высокого качества. Это надо делать в сотрудничестве с соседними районами и другими членами ассоциации "Сибирский тракт". Именно это обеспечит объединение регионов в рамках единого туристического пояса от Запада до Востока.

- Леонид Игоревич, кто Ваш главный помощник и консультант?

- Мой безусловный помощник и консультант в работе по проекту "Сибирский тракт" – моя супруга Валентина Георгиевна Рыженко, доктор исторических наук, профессор. Она отлично знает историю вообще, особо трепетно относится и знает историю развития Абатского района, любит бывать здесь со мной в командировках. Нам приятно работать с руководством вашего района, оперативно откликающимся на все нововведения. А самое главное, с каждым посещением села Абатское мы замечаем позитивные изменения, происходящие в районе. У вас многое делается в рамках развития туристического бизнеса для местных жителей и туристов.

- Ваши прогнозы, Леонид Игоревич, будет ли расти и развиваться проект "Сибирский тракт"?

- Проект "долгоиграющий", рассчитан на долгие годы. Сам проект существует пять лет, это немного в масштабах развития страны, но должен сказать, что уже сегодня члены ассоциации "Сибирский тракт" выгодно отличаются от остальных муниципальных образований и приобрели небольшую, но всё же положительную инерцию развития, улучшающую их положение в новых экономических условиях.

- Леонид Игоревич, однажды Вы сказали для прессы: "Я хочу, чтобы стало модно проехать по самой длинной дороге в мире". Вы по-прежнему так считаете? Как думаете, станет популярным Сибирский тракт?

- Безусловно!

- Леонид Игоревич, спасибо большое, что встретились со мной. Процветания Вашему проекту, долгих лет и Вам, и "Сибирскому тракту".

Марина Братцева

Фото автора