Чтобы не стать жертвой мошенников, при звонке из банка с предупреждением о подозрительной активности или блокировке карты лучше всего положить трубку. В этом убеждена доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, член общественного совета при УМВД России по Тюменской области Инна Васильева.
По словам эксперта, у тех, кто занимается телефонным мошенничеством, хорошо отработана технология манипуляции сознанием. В диалоге используются грамотно продуманные фразы, имитирующие стиль общения настоящих операторов различных компаний и информационных служб.
Под видом опроса, проверки качества обслуживания или подключенных услуг злоумышленники просят, например, назвать присланный код, набрать комбинацию на телефоне (USSD-запрос). Демонстрируемое равнодушие к реквизитам карты, обилие непонятных терминов, иллюзия безопасности совершаемых действий может усыпить бдительность даже критически настроенного человека.
"Если пожилые люди попадаются на удочку преступников из-за своей доверчивости, незнания современных технологий, то у молодых и образованных людей критичность снижается из-за излишней самоуверенности. Убеждение "меня не проведут", "со мной это не сработает" точно также понижает уровень критического восприятия и делает человека уязвимым", - пояснила Инна Васильева.
Как правило, сотрудники банков не звонят клиентам, в исключительных случаях делают это только с общеизвестных номеров, обращаются по имени отчеству, не настаивают на каких-либо действиях. Если же банк действительно фиксирует сомнительные операции-переводы, то он самостоятельно блокирует банковскую карту для безопасности средств клиента, и для разрешения вопроса потребуется лично прийти в отделение банка.
"Повторю, что единственный способ сохранить свои сбережения от телефонных мошенников, это прекратить разговор. С любой организацией, будь то банк, социальная служба или компания, где вы пользовались услугами, участвовали в конкурсе и розыгрыше призов, вы можете связаться по официальным номерам телефонов.
Просто положите трубку, дайте себе время подумать и уточните информацию самостоятельно: позвоните по номеру, указанному на вашей банковской карте, обратитесь в службу поддержки своего оператора, если звонивший представился сотрудником сотовой компании", - подчеркнула эксперт.
Ирина Кургузова
Источник: ИА "Тюменская линия"