Учимся играть в шахматы

Екатерина Иванова – воспитатель детского сада "Сибирячок" (корпус № 1) считает, что обучение игре в шахматы надо начинать с детьми дошкольного возраста, что, несомненно, повлияет на их дальнейшее обучение в школе.

По многочисленным исследованиям развития творческих способностей детей было выявлено, что лучшими в этом направлении считаются занятия музыкой и… шахматами. Шахматы способствуют развитию не только творческих способностей, но и совершенствуют логическое и абстрактное мышление.

Ребёнок учится просчитывать будущие действия, в уме проигрывает различные комбинации, у него развиваются память и пространственное воображение, вырабатываются усидчивость, собранность, внимание, ребёнок становятся более спокойным, сосредоточенным, уравновешенным. Игра в шахматы всегда подразумевает соревнование, своего рода борьбу, сопровождается определённым волнением, и это закаляет детский характер. К тому же такая игра помогает развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу, делиться впечатлениями.

- Всем известно, какую роль в жизни ребёнка играет народный фольклор, - рассказывает об опыте своей работы Екатерина Николаевна. - Сказка для ребёнка - это не что иное, как способ познания жизненных явлений и понятий. Образность сказки хорошо усваивается ребёнком. Поэтому при обучении детей шахматам я взяла за основу знакомые детям сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка", "Маша и медведь". Занятия начинала со старшей группы, но так как дети легко усваивали игровые правила, я поняла, что шахматы будут по силам и малышам.

В этом учебном году кружок "Шахматное королевство" посещают дети средней группы. Сказочная мотивация, индивидуализированный подход, доброжелательный настрой с желанием воспринимаются детьми, и каждый раз они готовы отправиться в новое путешествие по шахматному королевству. Я вижу, что у детей появился стойкий интерес к правилам игры, шахматным понятиям. Они запоминают ход фигур, исправляют ошибки.

Наша деятельность с детьми изначально не ограничивалась рамками игровой деятельности в группе. С ребятами, которые ушли в школу, мы принимали участие в районном шахматном турнире им. Д.И. Менделеева, в Международном игровом конкурсе по естествознанию "Человек и природа", во Всероссийском конкурсе "Математика в картинках", в выставке детских художественных работ "Виртуальный вернисаж". Думаю, что эта увлекательная игра в шахматы навсегда поселится в детском саду.

Для этого я подготовила презентации: "Создание интерактивного пособия по изучению шахмат в программе "PowerPoint", "Создание сказки при помощи триггеров", оформила памятки, буклеты и другие пособия. Обобщение и презентация опыта осуществляются на районных методических объединениях, единых методических днях, открытых образовательных занятиях, на родительских собраниях в форме мастер-классов, практикумов, тренингов.

После нашей беседы Екатерина Николаевна пригласила детей на занятие, где её воспитанники Соня Викулова, Лиза Викулова, Илюша Бахтияров, Саша Семёнов, Даша Усламина, Илюша Шнайдер, Артём Ананченко, Милена Зоркова, закрепив название шахматных фигур, стали играть пешками.

Татьяна Шелягина

Фото автора

Поделиться: