Для многих из нас Родина - это деревня с ранним криком петухов, узкими тропинками в зарослях лопухов и жгучей крапивы, запах парного молока и свежеиспечённого хлеба. Деревни на Руси стояли веками. Их защищали, за них дрались, в них жили, работали, любили и рожали детей.
История возникновения большинства деревень Абатского района тесно связана с историей освоения и присоединения Сибири к России. В конце семнадцатого века на основе фортпоста № 868, построенного в1680 году для защиты от опустошительных набегов остатков войск Кучума, возникла Абатская слобода (1695 г.) Появились первые поселения: Садки, Ехремово, Чумашкина, Сметанкина-Лапина, Шалашина, крепость Иры.
По сведениям 1749 года в ведении Абатской слободы, как административного центра, числились 19 деревень: Койнова, Симанова, Табаринская, Тельцова, Ировская, Быструшинская, Чупина, Аникина, Спирина, Ощепкова, Заозёрная, Кривоглазова, Ерёмина, Шмакова, Шипунова, Речкалова, Сысоева, Таволжанская, Кокуйская. Проблему самообеспечения зауральских территорий решила крестьянская колонизация края. Уже в 90-е годы XVII века государство предоставляло земли всем желающим при условии обработки за это определённой площади на государя.
Первоначально "на вечное житьё" за Урал переводились крестьяне из европейской части страны. Ещё чаще правительство прибегало к вербовке крестьян - добровольцев, которым выдавалась безвозвратная денежная или натуральная помощь, они были освобождены и от несения феодальных повинностей на тот или иной срок. От гонений укрывались в Сибири староверы. Селились в основном по берегам рек, которые служили не только транспортными артериями, но были источником водоснабжения и рыболовства. Сочные луга для выпаса скота, плодородные земли, леса полные всевозможного зверья и дичи привлекали в Сибирь людей. Для закрепления и освоения в новых малозаселённых землях требовались дороги.
При Екатерине II с 1733 года начали "тянуть" кандальный тракт до Иркутска. Сначала тракт от Тюмени до Омска пролегал через Ялуторовск, Викулово и Тару, но скоро нашли более короткий, на целых 150 километров путь через Абатск. От Тобольска до Омска была ещё одна дорога, через нынешнюю деревню Малахово и село Челноково Викуловского района до пересечения с Сибирским трактом у слободы Абатской. Такое расположение на перекрёстке двух главных сибирских дорог позволило Абатску стать сытым, торговым, купеческим селом. В слободе и окрестных сёлах развивались промыслы и ремёсла. К Столыпинской реформе 1906 года Сибирь превратилась в обжитой и благодатный край. Крестьяне в работе себя не щадили, а потому жили деревни крепко, справно.
Кровавым молохом обрушилась на Абатскую слободу братоубийственная гражданская война, развязанная октябрьской революцией 1917 года. Несмотря на неоправданные жертвы гражданской бойни к середине 20-х годов, к началу коллективизации, на одно хозяйство в крае приходились в среднем две рабочие лошади, около трёх коров, больше пяти овец, да ещё куры, гуси. В ноябре 1923 года был образован Абатский район в составе Ишимского округа Уральской области, в который входили 25 сельских советов. В 1926 году в нём насчитывалось 114 населённых пунктов с числом жителей 30914 человек.
Пройдя все трудности организации колхозного строя, пережив страшные времена продразвёрстки, раскулачивания и репрессий, к началу Великой Отечественной войны Абатский район достиг значительных успехов - увеличил продуктивность в растениеводстве и животноводстве, повсеместно внедрялась механизация трудоёмких процессов. Многие колхозы занимались пчеловодством и сдавали мёд государству. Некоторые хозяйства имели зверофермы, где в основном выращивались серебристо-чёрные лисицы.
"В 1939 году район получил право за достигнутые успехи на ВСХВ представить два колхоза. Была отправлена делегация в составе 34 человек, среди них лучшая доярка района из колхоза "Красный Октябрь" (д. Быструха) Н. Моисеева, лучший комбайнер Максимовской МТС А. Чикишев. Делегаты были отмечены дипломами и почётными грамотами Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Возглавлял делегацию заведующий районным земельным отделом Н.В. Кудрин". (Источник: Л. Александрович "Годы Люди Жизнь": Параллель, Новосибирск, 2014 г.).
Только наладилась колхозная жизнь, как грянула Великая Отечественная война. Всех годных к службе мужчин забрали на фронт. Тяжёлая крестьянская работа легла на женские и детские плечи. В ноябре 1941 года щедрая Абатская земля приютила более 430 измождённых от голода ленинградских детей. Изначально их размещали в начальных школах, клубах, частных домах, чуть позднее были организованы интернаты в сёлах Конёво, Старая Маслянка, Ощепково, Тушнолобово, деревнях Чумашкиной, Лапиной, Боровковой и Старовяткиной. Перед самой войной и в её начале появились в некоторых деревнях высланные немцы с Поволжья, молдаване, украинцы. Сибиряки ссыльных не обижали, сами терпя нужду, помогали, чем могли. Вместе пережили беду, работали до изнеможения - "Всё для фронта, всё для победы!".
После Великой Отечественной войны начался нелёгкий путь возрождения и восстановления обнищавших деревень. В 50-е годы после укрепления колхозов перестали существовать деревни Саранина, Луговая, Республика, М-Болдырева (Мартынова), Деревянная, Чукарева (Гагарка Мокшина (Мошкина), колхоз "Серп и Молот", Выселки (Бланка), Калугина (Чернотропова), Лукошки, п. Жуковский, п. Липинский, п. Стройучасток, Ново-Николка. Позднее, в 60-х годах в период освоения целинных земель и преобразования колхозов в совхозы, и далее в 70-е, когда начался очередной эксперимент в сельском хозяйстве по укрупнению ферм, малые деревни объявили неперспективными. Коренным жителям поневоле пришлось сниматься с родных мест и заниматься обустройством жизни заново.
Места, где испокон веков стояли деревни, где жили люди, насильно выселенные из своих домов, были расчищены, распаханы и засеяны, но впоследствии многие из них были заброшены и заросли бурьяном. Перестройка 80-х и упадок в сельском хозяйстве в 90-е годы завершили существование оставшихся малых деревень. Одна за другой исчезли деревни: Кордон, Симонова, Пролетарский путь, Перейма, Пенькова, Гуселетова, Сырьева, колхоз "Труд-Пахарь", база Армизон, Чупина, Б-Островная, Таборы, М-Островная, Марухи, Осинцева, Сараева, Верх-Спириха, Тихвинка, база "Чистое Болото", Пороги, Озёра, Узлова, Ефимова, Конёвская точка, Иры, Шалашина, Боровкова, Гондатинка, Гущина.
"Моё отечество деревня,
Её безоблачная даль!
Иного счастья не приемлю,
Хоть в сердце ёжится печаль.
Печаль заброшенных угодий,
Печаль заброшенных крестов.
Но тень моя всё время бродит
На нашей улице без слов…"
Этими стихами поэтесса Нина Гурьева, уроженка деревни Ефимовой, выражает боль утраты и тоску всех людей, потерявших свою малую родину. Деревня останется жить в талантливых поэтических строчках, в душах людей, кто хоть однажды их прочтёт.
По данным Росстата, за последние восемь лет количество муниципалитетов в Тюменской области сократилось с 483 до 477. Пять из исчезнувших объектов являются сельскими поселениями. На данный момент в регионе их осталось 384. Люди не в силах воскресить исчезнувшие деревни, но ещё есть возможность сохранить их в человеческой памяти.
Ирина Андреева (Катова) - писатель-прозаик, автор книг искренней деревенской прозы, член Союза писателей России, наша землячка, чьи детские и юношеские годы прошли в п. Партизан. Её перу принадлежат книги рассказов и повестей "Знак бесконечности", двухтомник "Рябиновые бусы", "Деревенское солнце", "Белые крылья печали", "Осколки радуги", "От речки до печки". Главные темы произведений Ирины Андреевой - взаимоотношения людей, сложности и превратности судеб, утверждение вечных духовных ценностей. Её герои - простые люди, живущие среди нас, наделены чертами характера знакомых автору с детства родных и односельчан.
Вот что она пишет в своём эссе "Ставенки скрипнули": "Привязчив, ах как привязчив человек! К отцу - матери, братьям - сёстрам, отчему крову, малой родине. Лишь с годами я поняла, как дорого человеку всё, что связано с детством, с отчим краем, что этот дорогой сердцу уголок, маленькая точка на карте, будет являться в самых счастливых и красочных снах, давать живительные силы для творчества". Летом 2019 года вместе со своим мужем Валерием Катовым и группой единомышленников она участвовала в разработке дизайна и установке памятника исчезнувшей деревне Тихвинка.
Идея поставить памятник на собственные средства принадлежит другу Валерия Леониду Тетерину, уроженцу деревни. Валерий друга поддержал безоговорочно, все расходы поделили пополам. Леонида Тетерина воспитал отчим - Пётр Сергеевич Варанкин, достойнейший, известный в Абатском районе человек, ударник коммунистического труда, механизатор, делегат района на 27 съезде КПСС в 1987 году. Родом Пётр Сергеевич из Кировской области Афанасьевского района, но приехал в Сибирь, пустил здесь корни и навек полюбил этот край. Все силы отдал процветанию родного совхоза. Кроме того, и сыну сумел привить любовь к отчему краю, трудолюбие и принципиальность в достижении поставленной цели.
Цель у Леонида Тетерина была одна - сохранить память о родной деревне, и он её достиг. А помогали ему в этом благородном деле люди неравнодушные к судьбе маленькой частички большой Родины, непосредственные участники установки памятника: В.Ф. Гребенщиков, М.Д. Абраменков, В.А. Абраменков, А.А. Мазенков, В.А. Катов - бывщие жители д. Тихвинка, и их жёны: В.А. Абраменкова, А.А. Гребенщикова, И.А. Катова (Андреева) и дочь Катовых – П.В. Ищенко. Деньги на расчётный счёт после установки памятника прислали земляки, узнав об этом знаменательном событии: М.Д. Абраменков (п. Партизан), А.М. Абраменков (г. Омск), Н.Д. Капарулина (ст. Ново-Андреевка), С.В. Капарулин (г. Москва), М.А. Чиркова (г. Верхняя Пышма), Г.М. Болотаева (г. Братск). На мраморной плите увековечены слова из повести Ирины Андреевой: "Деревни умирают молча, не успев изъявить свою последнюю волю: чтобы помнили!"
Своим поступком эти люди не призывают нас совершить подобное. Они искренне сделали то, что сочли нужным. Поставьте памятник родной навсегда исчезнувшей деревне любым способом: запишите воспоминания ещё живых свидетелей, вспомните детство и расскажите о нём своим детям, внукам и правнукам. Покажите, откуда пошли ваши родовые корни. Любовь к Родине начинается с малого.
Ирина Харитонова