25 сентября в Абатском районном доме культуры на премьере спектакля "Баня по-черному" народного любительского театрального коллектива "Альянс" присутствовала Нелли Тоболкина - вдова автора пьесы Зота Тоболкина. Перед началом спектакля нам удалось пообщаться с Нелли Викторовной, которая душевно поделилась с нами своими воспоминаниями.
Зот Тоболкин родился 3 января 1935 года в деревне Хорзово Заводоуковского района Тюменской области. Во время Великой Отечественной войны был прицепщиком, трактористом, электриком, каменщиком, геодезистом. Учился в ремесленном училище и вечерней школе. Крестьянин по происхождению, интеллигент в душе, с будущей женой Зот познакомился в Уральском государственном университете, где учился на журналиста, а Нэлли - на филолога.
В одном из интервью тюменским журналистам Зот Тоболкин рассказывал: "Я из-за Нэлёнка в университетский хор пошёл, где она великолепно пела. Это был замечательный и известный тогда коллектив. Мы ездили с ним в Австрию, где на Венском фестивале искусств наша капелла получила золотую медаль. Поженились мы на втором курсе. Стипендия была 20 рублей. По тем временам на хлеб не хватало. Кашу лопали. Я взял себе свободное посещение занятий. Работал кочегаром, слесарем, грузчиком. С разгрузки с мясокомбината приду, принесу мяса или колбасы. Вот так мы и выживали".
Мечтая о писательстве, юноша обещал любимой, что каждую строчку, запятую и точку он посвятит ей. Слово своё сдержал: все книги Тоболкина, которые хранятся дома, подписаны "верному и дорогому другу" сердца и души. Что ещё мог предложить девушке нищий студент, как не свой дар да ещё, пожалуй, гоночный велосипед?! На нём-то Зот и совершал романтические подвиги. Как-то выбрался под Свердловск в какой-то питомник, вырыл молоденькую цветущую черемуху и, скрывшись от сторожа, преподнёс этот "букет" музе, милой Нэллочке.
До последнего дня он спешил принести любимой "кусочек природы": зимой шёл домой с веточкой, осенью - с листиком, летом - с ромашками. О чувствах, которыми жили Зот Корнилович и Нэлли Викторовна, можно только мечтать. Они были вместе более пятидесяти лет. До очередной годовщины свадьбы, пятьдесят третьей, Зот не дожил меньше месяца.
Старшая дочь, Валентина Тоболкина, в своих воспоминаниях рассказывала следующее: "У родителей была настолько сильная связь, глубокая любовь, неземное обожание друг друга, что мама в честь отца старшего сына хотела назвать Зотом, а отец в честь мамы нас с сестрёнкой - Нэллочками. Но папа решил, что старший ребёнок будет Арсеном, то есть мужественным, меня назвали в честь папиной сестры, а младшую - в честь мамы, тут уж Зот Корнилович настоял!"
"За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Самая огромная сила у женщины, которая предана своему мужу и думает о нём в превосходной степени, этот мужчина вырастает на глазах. Такая женщина сильнее любого мудреца" - это известное выражение писателя и психолога Рами Блекта как нельзя лучше подходит Нэлли Викторовне. В нашей беседе она подтвердила, что быть соратницей творческого человека далеко не просто: "На первом месте всегда был Зот, я старалась оградить его от бытовых проблем, не отвлекать от работы. Дать ему возможность свободно писать, сфокусироваться на творчестве. Если бы он распылял свою энергию по пустякам, то не стал бы великим мастером - Зотом Тоболкиным".
Если Зот работал дома, Нэлли завешивала дверь в его кабинет толстым одеялом, "папа работает, тихо, дети, тихо". Кричать и прыгать им разрешалось только на улице, из громких звуков дома поощрялась лишь игра на пианино. Ночами, уложив детей, подложив под уставшую спину подушку, она печатала тексты Зота. Длинющий коридор небольшой квартирки Тоболкины отвели под домашнюю библиотеку. Нэлли Викторовна сама сколачивала доски в стеллажи, красила их в вишнёвый цвет, лакировала. Всё от пола до потолка здесь было уставлено уникальными собраниями сочинений отечественных и зарубежных классиков.
Бывало так, что материальные заботы тоже ложились на хрупкие плечи Нэлли Викторовны. Творческий труд Зота, особенно в начале, не приносил постоянного дохода. Нэлли прошла с мужем весь тернистый путь к славе и успеху, свято веря в его талант и целеустремлённость. Зот Корнилович щедро отвечал безграничной любовью и заботой своей музе, помощнице и верному другу, при малейшей возможности старался уделить внимание детям, заласкивал и зацеловывал их. Всем помогал, всем посвящал стихи, для каждого находилось место в его большом и добром сердце.
Нэлли Викторовна успешно состоялась в профессии, более 30 лет она была и режиссёром, и редактором на тюменском телевидении. Её фильмы вошли в золотой фонд телерадиокомпании "Регион-Тюмень".
Зот Тоболкин автор многих романов, повестей и рассказов, нескольких сборников пьес и стихов. Среди них: "Припади к земле", "Лебяжий", "Грустный шут", "Отласы", "Зодчий", "У Бога за пазухой", "Голгофа", "Сизиф", "Время сильных". На театральных сценах страны шли его пьесы "Геологи", "Верую", "Сказание об Анне", "Песня Сольвейг", удостоенные государственных премий.
Спектакль "Братья" Московского театра "Ромэн", который по пьесе Тоболкина поставил режиссер Николай Сличенко, с большим успехом показывали в Советском Союзе и Японии. По повести "Жил-был Кузьма" на Мосфильме создали кинокартину "Поздняя ягода". Заслуженный работник культуры России Зот Тоболкин был удостоен многих литературных премий, награждён орденом "Знак Почёта" и медалью имени Михаила Шолохова. За всеми его громадными успехами стоит скромная, маленькая женщина - жена и муза - Нэлли Тоболкина.
Зот Корнилович ушёл из жизни 24 мая 2014 года в возрасте 79 лет, но для своей Неллочки он продолжает жить в детях и внуках. Нэлли-младшая - тоже режиссёр ТВ, Валентина работала на радио, теперь в городской думе. Старший внук носит имя деда - Зот. Сын Арсен тоже связан с журналистикой, стал телеоператором. Нэлли Тоболкина участвует в многочисленных творческих встречах, посвящённых памяти мужа.
В антракте спектакля мы обменивались с Нэлли Викторовной впечатлениями от просмотра, она высоко оценила игру актёров театрального коллектива "Альянс". Глубоко в память врезалась её фраза: "Профессиональные актёры играют на сцене, а актёры народного театра на ней живут!" В глазах музы великого мастера стояли слёзы счастья - для неё Зот продолжает жить в каждом слове своих произведений.
Дано мне Богом моё слово,
Оно во мне живо и ново.
"Глагол", - как славно говорили
Поэты тех, иных времён.
И я не стану горсткой пыли:
Я в слово истово влюблён.
Зот Тоболкин
Ирина Харитонова, фото автора