На территории Абатского района участились случаи мошенничества с использованием средств мобильной связи. Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно, поэтому преступники стараются любыми способами выманить информацию о карте у самого держателя. Для достижения своей цели они используют все доступные ресурсы – телефон, интернет-сайты, онлайн-банк, мобильный банк и прочие каналы.
За период с января по октябрь 2020 года следователями ОП № 1 МО МВД России "Ишимский" возбуждено 18 уголовных дел по фактам несанкционированных списаний денежных средств с банковских счетов граждан на общую сумму 1954000 рублей.
Ни для кого не секрет, что базы с контактами кочуют по нтернету "из рук в руки", их периодически "сливают", а потому не удивляйтесь, если вам вдруг позвонит неизвестный, представится сотрудником банка или известной организации и назовёт вас по имени. Это совершенно не означает, что звонок - не фейк.
Сегодня отмечается активное использование мошенниками услуг сотовой связи, в частности – рассылки заведомо ложных SMS-сообщений, звонков на мобильные телефоны граждан.
Схема обмана проста: клиентам банков приходит SMS-сообщение или поступает звонок якобы от сотрудников службы безопасности банка с информацией, что принадлежащая им банковская карта заблокирована либо в настоящий момент неизвестное лицо осуществляет попытку несанкционированного списания денежных средств со счёта банковской карты, или пытается через приложение онлайн-банк оформить кредит на имя держателя карты.
Последующий телефонный разговор между мошенником и жертвой становится определяющим этапом схемы обмана – чтобы решить эту проблему, владельца карты просят совершить с помощью банкомата либо в приложении онлайн-банк несколько операций, срочно назвать CVC-код, указанный на оборотной стороне банковской карты, сообщить паспортные данные, назвать короткий код, который придёт по SMS. Чтобы убедить жертву, мошенники начинают давить и утверждать, что если не выполнить эти действия, с карты будут списаны деньги, и специалисты уже никак не смогут помочь.
Другая схема заключается в том, что мошенники звонят и сообщают о попытке взлома карты. Поэтому нужно срочно перевести деньги на страховой счёт - там они будут в полной безопасности. Далее злоумышленник называет реквизиты. Как только технические специалисты устранят все "хакерские атаки", деньги со страхового счёта вернутся на банковскую карту. На самом деле никакого страхового счёта не существует. Это просто счёт злоумышленников.
Преступники давят на психику своей жертвы, стараются застать врасплох, торопят, советуют зря не терять время, требуют выполнения всех рекомендуемых им операций с банковской картой, не прерывая разговора с ними. У жертвы появляется естественный страх за своё имущество, и разумное и рассудительное отношение к ситуации в такой момент пропадает. Главное правило в любой критической ситуации – не паниковать и не идти на поводу у мошенника.
Если вы всё же получили SMS-уведомление от банка или вам поступил телефонный звонок и позвонивший, представившись сотрудником банка, с которым у вас заключён договор, сообщил о блокировке карты, о несанкционированном списании денежных средств и так далее, ни в коем случае не перезванивайте по указанному в СМС-уведомлении номеру телефона, а в случае телефонного звонка незамедлительно прекратите разговор, свяжитесь со службой поддержки банка по номеру телефона, который указан у вас на договоре оказания банковских услуг или на оборотной стороне вашей банковской карты, выясните, действительно ли со счётом или картой возникли проблемы или обратитесь в ближайшее отделение банка. Чаще всего и с тем, и с другим всё в порядке.
Ещё один из распространённый способ мошенничества - сайты купли-продажи. Вы находите нужное вам объявление, где необходимый вам товар выставлен на продажу по бросовой цене, ничуть не смущаясь этого, начинаете договариваться с псевдопродавцом о приобретении товара. Вам рассказывают, что товар нужно продать срочно или на товар действует акция, поэтому цена невысокая. Затем предлагают подтвердить серьёзность ваших намерений и совершить предоплату, диктуют номер телефона или расчётного счёта, куда перевести деньги. После осуществления перевода денежных средств номер телефона уже не доступен или на звонки никто не отвечает. Будьте внимательны и не попадайтесь на дешевизну.
Помните: лучше потерять время на проверку информации, чем безвозвратно лишиться своих сбережений! Не дайте обмануть себя и своих близких, расскажите им об участившихся случаях мошенничеств.
Елена Бец, начальник следственного отдела ОП № 1МО МВД России "Ишимский"