Куда б ни шли, а в храм ведёт дорога...

Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною... Здесь <в храме> не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это - пристань свободная от всего такого; это - духовная пристань душ ( Иоанн Златоуст)

Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Центр села Абатское украшает храм святых апостолов Петра и Павла. 13 июня нынешнего года исполнилось 10 лет со дня его Великого освящения. Накануне этой даты состоялся наш разговор с Дмитрием Ядыкиным, иереем храма святых апостолов Петра и Павла.

- Отец Дмитрий, расскажите, какое значение для православного человека имеет православный храм?

- Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь, где совершается крещение новорождённых, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалёку от храма устраивалась и торговая площадь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство.

В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся местом освящения всех сторон человеческой жизни и отражал духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъёма и национального возрождения возрождались и храмы. Всё это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

- Давайте вспомним то время, когда в нашем селе появились культовые сооружения.

- Когда-то в Абатской слободе было несколько культовых сооружений - две каменных и одна деревянная церкви. Первая церковь – каменная, во имя святых апостолов Петра и Павла, была построена в 1839 году на деньги Церкви и проживающих в селе купцов, а также прихожан, освящена 10 июля 1840 года. В советское время в этом здании находилось профтехучилище, и окончательно она была снесена в 1983 году, на этом месте сейчас разбит цветник в парке Районного дома культуры.

Вторая (о которой сейчас основной рассказ) - в честь Богоявления Господня. Строили её всем миром целых 27 лет, и готова она была к 1873 году. Средства на постройку были собраны Церковью, а также купцом Стефаном Гавриловичем Мещеряковым и его женой. Освящена 28 июня 1875 года. Третья церковь, во имя святых апостолов Петра и Павла, была срублена из сосен, привезённых с севера, небольшая. Вот что сообщает церковная летопись: "…в 1709 году он был построен на левом же берегу реки Ишима, вниз по течению в 17 верстах от настоящего места, при впадении речки Абака в Ишим, от каковой получило название и самое поселение".

Таким образом, это была одна из самых первых церквей во всей округе от Ишима до Омска. В 1784 году, в связи с перенесением поселения на место, где село находится сейчас, храм тоже был перевезён. В 1874 году перенесён на кладбище (в настоящее время это стадион). На месте храма сейчас расположено здание полиции. В 1913 году эту церковь с кладбища перевозят в деревню Речкунову, а в 1948 году раскатывают на брёвна.

В настоящее время сохранилась только церковь Богоявления Господня (ныне освещена как святых апостолов Петра и Павла). И эта церковь была закрыта во время борьбы с религией в 1931-1933 годах. Последними священниками, служившими в селе Абатское при Советской власти, были Василий Степанович Филиппов (1889-1933гг.) и Владимир Пермяков.

С 1933 по 1996 год здание бывшей церкви находилось в ведении органов власти. Верующим села Абатское в таком виде храм был не нужен, его здание использовали для нужд различных организаций. Во время войны здесь располагался спиртзавод, в послевоенное время мельница, до передачи церкви верующим – комбинат бытового обслуживания. К 1996 году здание церкви было передано в ведение Тобольско-Тюменской епархии и на средства областной администрации, администрации района и жителей начались реставрационно-восстановительные работы. В 2006 году, в праздник Рождества Христова, состоялось первое богослужение. С того времени храм полноценно функционирует.

- Каким образом совершается освящение храма и является ли оно обязательным?

- Полный чин освящения строительства и обновления храма, сложившийся к IX веку, проводится в четыре этапа: 1. Богослужение при закладке камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее; 2. Богослужение перед установкой куполов и крестов, их венчающих; 3. Благословение колоколов перед поднятием на звонницу; 4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

Освящение (или обновление) храма проводится как в новых зданиях, так и церквях, в которых ранее проводились богослужения. Христианская традиция гласит, что право обновления храма принадлежит только епископу. Последовательность, правила и особенности выполнения обряда в практически неизменном виде перешли в Русскую Православную Церковь из Византии.

Обряд обновления состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение. Устроение престола символизирует распятие Иисуса на кресте и помазание его тела благовонным маслом. На этом этапе к престолу прибивают верхнюю крышку. Шляпки гвоздей покрываются воскомастикой. Затем проводят омовение водой и помазание миром собранного престола. Омовение совершается розовой водой, смешанной с вином. Жидкость наносится на крышку престола крестообразным движением. Она символизирует кровь Спасителя, вытекающую из его ран. Затем на престол наносится миро, благоухание которого символизирует присутствие в храме Благодати Божией. После этого совершается облачение престола и жертвенника в специальные покровы.

Так как престол символизирует и гроб Господа, и Славу Его, то его накрывают двумя слоями ткани. Белоснежный покров - символ плащаницы, в которую апостолы поместили тело Христа. Яркая верхняя накидка, украшенная вышивкой, знаменует Небесную Славу Бога. Освящение стен здания путём каждения символизирует покрытие первого ветхозаветного храма Моисея облаком Святого Духа. Помимо окуривания благовониями, стены окропляют святой водой и помазывают миром. Следующий этап - перенесение мощей, помещаемых в основание престола и антиминс. До торжественной даты святыня хранится в ближайшей церкви, откуда крестным ходом она переносится в новопостроенную церковь. Это действие символизирует вхождение в новый дом Царя Небесного, пребывающего в мощах своего предстоятеля. Заключительной частью является всеобщая молитва священнослужителей и мирян.

Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Христианам прилично освящать все благие свои начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии" (Пс. 126, 1). Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, где будет воздвигнут престол Его. Освящение храма и посвящение его Богу есть древняя традиция Церкви Божией. Патриарх Иаков освятил в доме Божием камень возлиянием на него елея (Быт. 28, 16-22).

Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и её принадлежности (Быт. 40, 9). Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8-9). После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления. В период гонений христиане строили церкви обыкновенно над гробами мучеников, чем уже храмы освящались, но торжественного и открытого освящения храмов тогда ещё не могло быть. Торжественное и открытое освящение храмов началось со времени прекращения гонения на христиан. Во времена Константина Великого освящение храмов было уже делом обыкновенным и совершалось торжественно, при участии собора епископов.

- Отец Дмитрий, скажите, планируется ли проведение торжественных мероприятий, акций, приуроченных к юбилею?

- Безусловно. Совместно с администрацией, по инициативе и непосредственной поддержке главы Абатского муниципального района Игоря Васильева создана рабочая группа по проведению юбилейных мероприятий. С 8 июня в храме мы принимаем на экскурсии детей с пришкольных лагерей.

Кроме того, до 30 июня жители Абатского района могут принять участие в акции "Храм в объективе - до и после", объявленной молодёжным центром Абатского района. Все желающие, в чьём семейном архиве есть фотографии на фоне храма Петра и Павла, могут поделиться ими. Все работы участников станут частью большой фотовыставки, посвящённой истории храма святых апостолов Петра и Павла. Она будет представлена на Петровской ярмарке, которая пройдёт 11 июля.

Юлия Леонтьева

Поделиться: