Нейротехнологии – будущее всего человечества, считают тюменские школьники

Тюменским школьникам рассказали о возможностях работы в сфере нейротехнологий

28 июня на базе "Точки кипения — Тюмень" прошла встреча выпускников центра робототехники и АСУ с главой компании ОКАС Вадимом Филипповым, который рассказал юным инженерам о работе в сфере искусственного интеллекта, а также о современных тенденциях в мире нейротехнологий. Встреча не ограничилась одной только лекцией: каждому из 40 школьников было назначено собеседование для возможности трудоустройства и работы над реальными проектами в компании.

Как и сама отрасль искусственного интеллекта, кадры в этой сфере также молоды. В регионе создано целое направление по подготовке специалистов в области нейротехнологий со школьной скамьи — Школа юных нейроинженеров, работающая в рамках национальной программы "Цифровая экономика" и регионального проекта "Кадры для цифровой экономики". Подобная школа стала одной из первых в России, специализирующаяся на подготовке нейроинженеров, начиная с 9 класса. Это совместный проект правительства Тюменской области и компании ОКАС — региональной компании, резидента "Сколково" и участника отраслевого союза "Нейронет".

Но на этом развитие кадров в сфере ИИ не заканчивается. Так, 28 июня на базе "Точки кипения — Тюмень" прошла встреча выпускников центра робототехники и АСУ с главой компании ОКАС Вадимом Филипповым, который рассказал юным инженерам о состоянии и перспективах развития нейросетевых технологий и о том, какие у школьников есть возможности участия в проектах по ИИ уже сейчас.

Встреча началась с лекции, на которой Вадим Анатольевич посвятил ребят в сложный мир искусственного интеллекта, рассказал о главных постулатах области и поделился своим мнением о тех этических вопросах, которые постоянно терзают как противников нейротехнологий, так и самих ученых и специалистов, работающих над его созданием. Так называемая машинная субъективность выражается в том, что, подобно человеку, у машины формируется собственное Я через правильное воспитание — базовую систему логических связей и зависимостей. Подобно хорошо воспитанному ребенку, правильно воспитанная нейросеть рассчитывает свое отношение к новым объектам по принципу "хорошо" и "плохо" и принимает верные решения. В противном случае искусственные когнитивные системы могут стать послушным оружием в руках злоумышленников.

Другой вопрос, постоянно терзающий публику, — это возможность захвата мира искусственным интеллектом. Эта тема активно используется в современной культуре. Страницы книг и экраны пестрят печальными картинами возможного будущего, где восстают умные андроиды, а люди порабощены искусственным интеллектом и лишены прав и свобод. Но все-таки технологии ИИ прочно входят в нашу жизнь, и дальнейшее развитие цивилизации без них уже невозможно.

Искусственный интеллект преодолевает барьер бесконечности, не ограничиваясь жизненным путем человека. К тому же мы уже не можем перерабатывать все необходимое количество знаний, даже в одной области, так как они приумножаются с каждым днем, и обработать их по силу только ИИ. Тем самым он помогает человеку в освоении накопленных знаний.

Вадим Анатольевич не обошел стороной и такую важную тему, как информационная безопасность, в особенности подростков. Социальные сети стали инструментами воздействия на молодежь: создаются радикальные и опасные группы, создатели и активисты которых пагубно влияют на детей. И здесь применяются системы искусственного интеллекта, которые способны анализировать потенциально опасные аккаунты и группы по множеству параметров.

Какие же специалисты нужны такой сфере, в том числе и в Тюмени? Востребованными специалистами станут инженеры глубокого обучения, математики, инженеры-программисты, руководители проектов и проектных команд, психологи и также дата-инженеры. Последняя профессия, как показывает практика, больше подходит филологам, лингвистам и другим специалистам гуманитарных направлений. Это связано с процессом обучения нейросетей и выстраивания правильных вопросно-ответных пар, формирование правильной языковой и семантической базы.

Встреча не ограничилась одной лекцией. В завершение мероприятия ребятам рассказали о возможностях работы в компании над реальными проектами: разработкой искусственно-когнитивных систем, созданием дата-сетов, обучением нейросетей, вместе с которым приходит и понимание природы ошибок, и процесс переобучения, и овладение инструментами для повышения точности правильных ответов нейросети.

В ходе небольшой рефлексии каждый из школьников рассказал, чем увлекается в области ИТ и инженерного дела, куда планирует поступать дальше. Отвечая на вопрос, зачем они пришли на встречу, многие ответили, что после обучения в ЦРТиАСУ продолжают увлекаться и серьезно занимаются программированием, в том числе систем ИИ. Нашлись среди участников и ярые поклонники искусственного интеллекта, которые уверены, что за нейротехнологиями будущее всего человечества.

Всем участникам были назначены собеседования, по итогам которых они могут попасть в проектную команду компании ОКАС и начать свой профессиональный путь в сфере современных технологий. К слову, 11 выпускников Школы юных нейроинженеров и детского технопарка "Кванториум" уже в команде нейроинженеров ОКАСа, и не просто осваивают учебную программу, но решают прикладные практические задачи по обучению нейросетей.

Так, школьники участвовали в разработке дата-сетов для диалоговой нейросетевой системы "Виртуальный консультант 72", которая в настоящее время отвечает запросам МФЦ и работает на базе центра телефонного обслуживания Тюменской области.

Источник: Департамент информатизации Тюменской области

Поделиться: