Травматизм является серьёзной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Среди детей разных возрастов травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста. Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение.
Основная цель профилактики детского травматизма включает создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. К задачам по профилактике травматизма можно отнести следующее:
- воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
- формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
Выделяют следующие виды детского травматизма: бытовой, уличный, спортивный, школьный.
К причинам бытового травматизма относятся неправильный уход и недостаточный надзор за ребёнком, отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищённые перила лестничных проёмов, открытые люки подвалов, колодцев, недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках, употребление табака и алкоголя родителями, применение пиротехнических средств, дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения, бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов).
Предотвращать травмы в быту предлагаем путём проведения родительских собраний на тему "Профилактика бытового детского травматизма", классных часов с детьми о безопасном поведении дома. Кроме того, необходимо рационально организовывать детский досуг, работать с детьми над профилактикой здорового образа жизни, своевременно выявлять и посещать социально незащищённые семьи.
Уличный (ассоциированный с транспортом) травматизм связан с нарушением правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте). Профилактические мероприятия включают в себя проведение классных часов по правилам дорожного движения, оформление стендов, классных уголков по профилактике дорожного травматизма, беседы с инспектором ГИБДД, участие в слётах и смотрах "Юных инспекторов дорожного движения", участие в конкурсе "Безопасное колесо".
К причинам уличного не транспортного травматизма относят нарушение учащимися правил уличного движения, узкие улицы с интенсивным движением, недостаточную освещённость, гололёд, падение с высоты (с деревьев, заборов, крыш, гаражей), с ледяной горки, с качелей, в открытые люки. Профилактические мероприятия включают надзор за детьми и их досугом, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий, освещение улиц и площадей, применение песка во время гололёда.
Причины спортивного травматизма включают в себя нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований, неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, незнание педагогом группы здоровья ребёнка, слабую физическую подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях), нарушение дисциплины во время учебного процесса, невыполнение требований безопасности на уроках физической культуры.
Профилактика спортивного травматизма включает в себя контроль за организацией учебно-тренировочных занятий, технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря, проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте, медицинские осмотры учащихся.
Среди причин школьного травматизма выделяют нарушение учащимися правил поведения на перемене, на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий, нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики, нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе.
Профилактические мероприятия заключаются в создании безопасных условий обучения в образовательных организациях, устранении опасных производственных факторов на территории школы, к которым можно отнести сломанные пороги, плохое закрепление стендов, повреждённое покрытие парт, слабое крепление каркасов парт, стульев, незакреплённые шкафы, цветы на шкафах, сломанные ступеньки, разбитые стёкла, плохо закреплённую детскую площадку.
Подводя итог, хотелось бы напомнить о том, что дети имеют искажённое представление об опасностях, которые поджидают нас на улицах и могут принести вред здоровью. Родителям и взрослым необходимо чаще напоминать о правилах поведения на улице и помогать детям находить решения в трудных для них ситуациях. Предупреждён – значит, вооружён. Огромное значение имеет осознание риска дорожно-транспортных происшествий, так как это наиболее распространённые случаи, которые часто возникают из-за неправильного поведения на дороге самих детей и подростков.
Светлана Шантурова, участковая медицинская сестра,
участкового врача-педиатра.