В 1966 году в Тюменской области в экстремальных условиях Крайнего Севера открыли Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение – на тот момент крупнейшее в мире. Бурить скважину Р-2 бригада мастера Владимира Полупанова начала 2 мая.
Владимир Полупанов вспоминал: "Связи с Нарыкарами практически не было… По три месяца были оторваны от семей, было тяжело с продуктами, обогревом… Действовали на нервы бараки, колючая проволока. И очень трудно бурили скважину Р-2 на новом месторождении, не зная о нем почти ничего и не рассчитывая на помощь.
Все зависело от нас самих. Но бурильщики были опытные, и на них была вся надежда. Всё постигали на ходу: к примеру, пробурить вечную мерзлоту оказалось не так-то просто, с ней столкнулись впервые и преодолели этот барьер. Потом уже научились проходить мерзлые слои, а в первый раз пришлось немало поломать голову. А еще было велико нервное напряжение – я все время опасался газового фонтана, прислушивался к каждому звуку на буровой, все время был, как говорится, наготове".
Полученный при испытаниях мощнейший фонтан с дебитом около 7 млн кубометров газа в сутки снял все вопросы. Началась детальная разведка структуры через бурение десятков и сотен разведочных скважин. Первая детальная разведка структуры подтвердила, что открыто уникальное как по площади, так и по своему геологическому строению месторождение углеводородов.
"Но для полноценного запуска потребовалась масштабная стройка. Наконец с установки комплексной подготовки газа № 1 пошел первый промышленный газ Уренгоя. Сейчас месторождение – третье в мире по величине газовых запасов. В очередной раз восхищаюсь силой духа и непрерывным стремлением к цели людей, покорявших Север и заложивших основу топливно-энергетического комплекса Западной Сибири", – сказал губернатор Тюменской области Александр Моор.
В феврале 1966 года было открыто Каркатеевское месторождение нефти. Восьмое по счету со дня образования Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, сообщает музейный комплекс Нефтеюганска. Скважину бурила бригада Дмитрия Зверева, испытывала бригада Виктора Бондаренко.
22 августа 1966 года создали главное Тюменское производственное геологическое управление ("Главтюменьгеология"). Его цель – развитие нефтепоисковых работ, расширение географии геологоразведочных и увеличения объемов работ на базе Тюменского геологического территориального управления, пишут авторы книги "Геологи Среднего Приобья: 65 лет пути". Основными задачами управления стали комплексное, планомерное геологическое изучение территории большой Тюменской области и территории Таймырского национального округа Красноярского края.
Все это позволило приблизить руководство работ к местам их проведения. Были созданы тресты, подчиняющиеся "Главтюменьгеологии". Одним из центров базирования геологов избрали Сургут. Там организовали трест "Обьнефтегазразведка". В состав вошли: Сургутская нефтеразведочная экспедиция, Усть-Балыкская НРЭ, Мегионская НРЭ, Вахская НРЭ. Основной задачей являлось глубокое разведочное бурение на нефть и газ в районе Среднего Прибоя на территории Ханты-Мансийского округа Тюменской области, ускорение подготовки промышленных запасов нефти и передачи их добывающими предприятиями.
Для обеспечения квалифицированными кадрами экспедиций и буровых бригад в Сургуте начала работу школа подготовки рабочих кадров, которую прошла значительная часть инженерно-технических сотрудников и рабочих основного производства. С конца 1950-60 годов коллектив геологов пополнялся высокопрофессиональными кадрами. В дальнейшем они составили костяк многих геологоразведочных предприятий региона. Их деятельность позволила достигнуть самых высоких результатов.
Также в 1966 году по решению Министерства транспортного строительства СССР в Тюмень передислоцировано управление строительства "Абаканстройпуть", которое впоследствии было переименовано в "Тюменьстройпуть". Строительство железной дороги на Север шло в тяжелейших условиях, среди болот, тайги и вечной мерзлоты. Но именно железнодорожная магистраль Тюмень – Тобольск – Сургут дала импульс развитию нефтегазового комплекса и освоению всей Западной Сибири, сообщает РЖД. Сегодня развитие пропускных способностей железнодорожного направления Тобольск – Сургут – Коротчаево является важнейшим инфраструктурным проектом ОАО "РЖД".
Пока геологи штурмовали недра земли, космонавты покоряли космическое пространство. В 1966 году в Тюмень прибыл космонавт Павел Иванович Беляев. Как пишет Тюменская городская дума, он посетил судостроительный завод, среднюю школу № 8, ТВВИКУ. Также депутаты присвоили ему звание Почетного гражданина города.
Большие достижения были и в спортивной жизни Тюменской области. Так, первый мастер спорта СССР международного класса в регионе Николай Аржилов в Осло во время празднования 100-летия лыжного спорта в общем старте на 10 км стал первым. За это ему вручили Кубок короля Норвегии.
Помимо этого, в 1966 году в Рощино сдали в эксплуатацию первую взлетно-посадочную полосу из струнобетона, начато строительство наземных сооружений, стартовало и строительство железной дороги от Тюмени - Войновки на Север. Появление новых объектов тесно связано с историей открытия месторождений и развитием нефтегазовой отрасли в Тюменской области.
Виктория Макарова, ИА "Тюменская линия"