В жизни каждого человека наступает трудное время, когда он испытывает душевную боль, тоску, обиду, безысходность, разочарование и в момент наступившего отчаяния и растерянности проблема кажется тупиковой, неразрешимой.
Многие, а особенно дети, порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации, к кому обратиться за помощью и поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с близкими родными людьми - родителями, братьями или сёстрами, а также с друзьями. Но порой бывает сложно рассказать о случившемся и ребёнок замыкается в себе, что может привести к проблемам со здоровьем.
С 2010 года в России создана служба по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня успешно работает единый общероссийский номер детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Деятельность данных служб направлена на оказание психологической поддержки, позволяющей детям в безопасной и комфортной атмосфере открыто обсуждать свои проблемы. Позвонив в анонимную службу, дети, а также родители могут получить экстренную бесплатную психологическую помощь в любое время суток из любого населённого пункта со стационарного или мобильного телефона.
Поводом для встречи стала беседа с Евгенией Шантуровой, психологом МАУ КЦСОН "Милосердие" Абатского района, посвящённая Международному дню детского телефона доверия, отмечаемого в стране 17 мая. Этот день призван привлечь внимание к необходимости усиления мер по защите детей, оказавшихся один на один с проблемой и помощи им.
- Евгения Александровна, какова цель оказываемой помощи детям и их семьям в трудных жизненных ситуациях?
- Помощь нацелена на профилактику семейного неблагополучия, стрессовых и депрессивных настроений детей и подростков, защиту прав детей, укрепление семьи.
- Скажите, для чего нужен детский телефон доверия и в чём состоит его главная задача?
- Детский телефон доверия нужен для оказания помощи в разрешении многих трудностей: решение конфликтов в семье и школе, учебных и личных проблемах; поддержке детей и родителей в разрешении внутрисемейных проблем; информировании людей о способах и средствах преодоления жизненных трудностей; помощи в снижении внутреннего напряжения людей, развитии их способности понимать своё состояние и управлять им.
Детский телефон доверия даёт возможность получить своевременную помощь в трудной ситуации и главная его задача – работать на благо детей, нуждающихся в заботе, внимании и защите.
- Кто может обратиться в службу телефона доверия?
- Детский телефон доверия существует не только для детей, но и для родителей, учителей, всех тех, кто, так или иначе вовлечён в процесс воспитания, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия как в семье, так и вне семьи.
- Евгения Александровна, кто может помочь детям, а также взрослым в момент сложившейся кризисной ситуации?
- По телефону доверия нуждающимся в помощи ответят люди, не раз сталкивающиеся с непростыми жизненными проблемами и бедами. Психологи, юристы, социальные педагоги, работники социальной сферы, медицинские работники всегда стоят на страже детского здоровья, обеспечивая надёжную защиту и поддержку, когда им плохо. Они внимательно выслушают каждого обратившегося к ним человека, проконсультируют, поддержат в критические моменты. Разговор с опытным специалистом может своевременно помочь преодолеть плохое настроение и грусть, разобраться в отношениях с родителями, одноклассниками или педагогами, лучше понять свои чувства и желания, обсудить личные проблемы.
- Как специалист, скажите, какие важные задачи решает психолог, оказывая поддержку людям?
- Основной задачей психолога является поддержка ребёнка в кризисной ситуации, снятие эмоционального напряжения, помощь в осознании им новых возможностей для преодоления трудностей.
- По каким вопросам можно обратиться к профессионалам за помощью?
- К специалистам детского телефона доверия можно обратиться по различным волнующим вопросам. Например, когда так трудно, что нет желания никого видеть и ни с кем общаться, когда попал в безвыходную ситуацию, обидели в школе, дома, если не знаешь, как себя вести в той или иной ситуации, когда поссорился с другом и не знаешь, как быть дальше, когда из-за случившегося конфликта не покидает чувство тревоги, а по причине отсутствия взаимопонимания между родителями и старшими не знаешь, как заслужить их внимание и доверие, если возникает проблема в учёбе и с учителями, когда хочешь уберечь друзей от какой-либо зависимости и не знаешь как, какую профессию выбрать и кем стать в будущем.
После обращения можно без лишней тревожности и напряжения начать искать путь для выхода из сложившейся ситуации. Но легче это будет сделать, зная, что ты не одинок, рядом есть те, кто всегда выслушает и поможет. Главное - никогда не оставаться наедине со своей бедой.
- Евгения Александровна, назовите основные принципы, по которым осуществляется работа телефона доверия.
- Консультирование по телефону доверия строится на нескольких базовых принципах.
Анонимность - общение с консультантом (психологом) телефона доверия полностью анонимно, без сообщения своих личных данных.
Доступность - действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны с любого телефона.
Конфиденциальность - содержание беседы не записывается и не передаётся третьей стороне. Никакая информация об обратившемся за помощью на телефон доверия не раскрывается.
Толерантность - взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются.
Управление разговором - абонент может в любой момент прервать разговор, то же может сделать и консультант при определённых условиях.
- Куда можно обратиться жителям нашего района за специализированной помощью?
- Если вам плохо и нужна поддержка, вы можете позвонить по единому общероссийскому детскому телефону доверия: 8-800-2000-122.
Также в Абатском районе создана и действует служба помощи на базе МАУ КЦСОН "Милосердие", расположенного по адресу: улица Краснофлотская, д. 12, куда можно обратиться с вопросом на телефон "Доверие" 8 (34556) 41-7-06.
Выход есть всегда, только важно помнить об этом, довериться тем, кто спешит вам на помощь и старается оказать своевременную поддержку и внимание.
Елена Гончар