Чернобыль. Пережитое не забывается…

На снимке: участники ликвидации последствий ЧАЭС, слева – Евгений Крестьянников

39 лет назад на Чернобыльской АЭС случилась страшная авария. Для кого-то это просто исторический факт, а для семей, чьи отцы, сыновья, мужья пострадали в результате ликвидации последствий аварии, - незабываемая трагедия.

Сигнал тревоги, прозвучавший в 1 час 23 минуты на четвёртом энергоблоке 26 апреля 1986 года, всколыхнул весь мир. Он стал грозным предупреждением человечеству о том, что колоссальная энергия, заключённая в атоме, без надлежащего контроля над ней может поставить под угрозу существование людей на земле.

300 тысяч человек приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, сооружая саркофаг для взорвавшегося реактора, проводя дезактивацию заражённой территории. Люди трудились в зоне высокой радиоактивности, проявляя самоотверженность, мужество, героизм, не считаясь с риском для здоровья. Для части из них риск оказался чрезмерным.

Знаем и помним 28 пожарных, отдавших свои жизни в первые часы и дни во имя спасения земной цивилизации, впервые столкнувшиеся с такой грозной силой, какой является ядерная энергия, вышедшая из-под контроля. С тех пор проведены фундаментальные исследования, написаны научные статьи, сняты документальные и художественные фильмы.

Да, сейчас мы многое знаем о катастрофе на Чернобыльской АЭС. И всё же... Апрельский взрыв заставил всех понять, что правдивая информация бывает нужнее хлеба, дороже денег, необходимее лекарств. Правда, пусть даже самая страшная о том, что произошло с людьми, природой и что будет происходить с будущими поколениями, крайне важна для того, чтобы помочь человечеству обезопасить себя от губительных последствий невидимой могучей энергии.

Мы не имеем права забывать глубину человеческих страданий, а зачастую и безысходность этих страданий. Чернобыльцы на деле показали свои высокие гражданские и патриотические качества в период ликвидации последствий на ЧАЭС. Сегодня этих мужественных людей объединяет память о тех, кто, не жалея своего здоровья, спасал будущие поколения от мировой катастрофы.

Е. Крестьянников, ветеран МВД, проживает в с. Абатское. Он был одним из участников, который находился там в то время и видел масштабы трагедии Чернобыльской АЭС. В числе первых Евгений вместе с другими курсантами Минской школы милиции, где в то время он проходил службу, был отправлен на ликвидацию последствий аварии. Своими воспоминаниями он поделился с нами.

- О том, что 26 апреля произошла трагедия, никто не знал. 1 мая в Минске традиционно проходило праздничное шествие, и мы - курсанты - парадным шагом прошли по улицам и площадям города. Через два дня поползли слухи о взрыве на Чернобыльской АЭС. А ночью нас, более 200 курсантов школы, подняли по тревоге, выдали спецодежду. Запомнилось то, что форма была необычная – ни до, ни после я такой больше не видел. Нас посадили в автобусы и повезли на запад Белоруссии. До зоны радиоактивного заражения мы не доехали 30 километров.

Остановились в небольшом населённом пункте. Нас расселили в одной из школ. Здесь было всё готово для проживания – установлены двухъярусные кровати, оборудован пищеблок. Но питались мы в основном сухпайками, все продукты были законсервированы. Основная часть личного состава утром после завтрака выезжала на дезактивацию населённых пунктов – тех, что были в зоне поражения. Другая часть занималась охраной объектов. В это время началось принудительное выселение населения из зоны отчуждения, которая была наиболее поражена радиацией. Нередки были случаи мародёрства. А этого нельзя было допустить – любая вещь, вывезенная из зоны радиоактивного поражения, представляла опасность не только для её владельца, но и всех вокруг – потому что уровень радиации, который она излучала, в сотни раз превышал допустимые значения.

Катастрофа, которая случилась в результате взрыва на Чернобыльской АЭС, была первой подобной в мировой практике. И как бороться с её последствиями никто не знал. У людей, которые работали в зоне поражения, не было даже самых простых средств защиты – специальной одежды, противогазов. Мы работали в простых респираторах, которые мало спасали от поражения радиацией. Это потом уже, спустя время, пришло понимание, какой опасности подвергался каждый, кто находился в зоне радиоактивного поражения.

Первый день на заражённой земле мне запомнился тем, что невозможно было дышать, без респираторов раздирало горло. Ежедневно после рабочего дня вёлся учёт накопившейся радиации. Каждому человеку выдавали личный дозиметр. Уже в первые дни мы получили дозу радиации, в несколько раз превышающую допустимую для человека. Еженедельно выдавали новую одежду, пропитанную специальным раствором, а старую хоронили за территорией лагеря.

Ежедневно мы видели непрерывный поток автомобилей с людьми, которые покидали свои дома, взять разрешалось только документы. Запомнились очень напряжённые лица взрослых, в глазах детей читался страх. Очень тяжело было видеть, как уничтожалось всё, что люди оставили после себя.

Работы велись круглосуточно, на самой станции люди работали по несколько часов, затем их сменяли другие. Мы занимались дезактивацией территории. Что это значит? Это один из видов обеззараживания - представляет собой удаление радиоактивных веществ с заражённой территории, с поверхности зданий, сооружений, техники, одежды, средств индивидуальной защиты, воды, продовольствия. В первую очередь специальным раствором проводилась обработка дорог, по которым велось передвижение транспорта и эвакуация людей. Люди очень неохотно соглашались уезжать, но мы старались объяснить, насколько опасно было оставаться здесь.

Два месяца Евгений Иванович участвовал в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. Все ребята, которые побывали там, получили огромные дозы облучения. К сожалению, многих из них уже нет в живых. Радиация сделала своё дело – появились серьёзные неизлечимые заболевания. С некоторыми сокурсниками и участниками тех исторических событий Е. Крестьянников поддерживает дружеские отношения.

На мой вопрос "Что вспоминается, как самое страшное?" Евгений Иванович, пряча полные слёз глаза, отвечает: "В зоне отчуждения деревни, дома, открытые двери, окна. Брошенные игрушки, посуда, хлеб… Всё будто только что оставленное. И никого... Вид был устрашающий. А ведь совсем недавно здесь слышен был звонкий детский смех, шум машин и задорная музыка".

Ликвидаторы аварии жертвовали собой, своим здоровьем, не думая о последствиях. Работали по долгу службы, по велению души. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС - это не только каждодневная война с невидимым врагом - радиацией, но и борьба с людским горем.

Для сегодняшнего поколения авария на Чернобыльской АЭС – это глубокая история. Но мы не должны забывать героев, благодаря которым было проведено невероятное количество работ по ликвидации последствий аварии, и которые в тяжёлых условиях справлялись c невзгодами и трудностями, выполняя свой долг. Каждый из них отдельно и все вместе в целом заслуживают не только благодарности, но и того, чтобы о них рассказывали другим, не позволяя забыть совершённые ими подвиги!

- Пользуясь случаем, хочу пожелать всем чернобыльцам крепкого здоровья на долгие годы, благополучия, понимания и поддержки в семьях, - сказал в завершение разговора Е. Крестьянников. К его пожеланиям присоединяюсь и я.

Юлия Леонтьева

Фото предоставлено Е. Крестьянниковым

Поделиться: