Не бывает одинаковых судеб. Жизнь у каждого человека своя: сложная, счастливая, тяжёлая, длинная или, к сожалению, не очень, но единственная и неповторимая.
Мария Дмитриевна Трубина родилась 9 мая в 1929 году в деревеньке Юрга Абатского района. В семье, где на свет появилось пятеро ребятишек, она была второй по старшинству. Родители Дмитрий Николаевич и Александра Филипповна Кайгородовы рано приучали детей к труду. В хозяйстве были на счету каждые рабочие руки, пусть даже и детские.
Маша подрастала. Работала, помогала родителям, а в свободные минутки радовалась играм с подругами. Война началась, когда девочке было 12 лет. В первые же дни отца призвали на сборы. Его и других мужчин из деревни отправили на курсы молодого бойца, в военный лагерь, что был организован на станции Маслянской. Пару раз он ещё вырывался домой на побывку. Но уже в августе солдат отправили на фронт. Последнее, что стало известно родным, - сибиряк воевал под Москвой. Там и пропал без вести.
- Так и остались мы с мамой одни, - объясняет Мария Дмитриевна. - Так как отец считался без вести пропавшим, нам не было положено продуктового пайка, что выдавались семьям погибших. На те продукты, что получали за трудодни, прожить было невозможно. Жили буквально на "подножном корме". С ранней весны до поздней осени спасал лес. Сейчас ведь многие и не знают, что такое саранки, медунки, корни рогоза, дикий лук. А для нас было большой удачей добыть эту пищу. Ну и, конечно, грибы и ягоды.
О том голодном и холодном времени М. Трубина и сейчас вспоминает со слезами на глазах. Про школу пришлось позабыть. Работали от зари до зари. Летом пололи поля.
- Ранним утром нас, ребятишек, усаживали на телеги и увозили на дальние поля, которые нам предстояло прополоть от сорняков. К вечеру спина не разгибалась и ноги отказывались сделать хоть шаг. Чтобы хоть как-то защитить руки от колючих стеблей, обматывали их тряпками. Но они спасали мало, и кровавые мозоли украшали наши ладошки.
Весной боронили те же поля на быках. Сестра, что была годом старше, тянула спереди, а я погоняла сзади. На всю жизнь запомнила один случай. Нам с сестрой в тот день достался смирный неповоротливый бык. А вот ещё двум женщинам буйный. Никак не хотел идти бороздой, упирался, а потом вдруг рванул бежать к лесу, зацепив бороной одну из погонщиц, потащил за собой. Когда животное остановили и женщину подняли с земли, она была вся изранена. После этого случая нас, молодых девчонок, перевели на другие работы.
Впрочем, в трудах и заботах у Марии Дмитриевны прошла вся жизнь. Техничка в Ощепковском детском доме и школе, почтальон, телефонистка в узле связи, завхоз, кастелян, нянечка в детском саду, куда ежедневно приводили более ста малышей, телятница в совхозе. Всё перечислять долго, но бралась она за любую работу. И трудилась на совесть. Почётные грамоты, благодарности и звание "Ветеран труда" - лишнее тому доказательство.
И тем больнее сейчас ей бывает слышать, что она была на лёгких должностях. Можно ли назвать "лёгкой" работу техничек в школе тех лет? Ведь в их обязанности входила не только уборка помещений, а ещё и заготовка дров. Вчетвером женщины каждый день отправлялись пешком в деляну и обратно. Деревья валили двуручными пилами, разбившись на пары. А потом нужно было ещё и распилить, расколоть, вывезти.
Замуж Мария Дмитриевна вышла в 20 лет. Супруг Николай Нефёдович был родом из Ощепково. Туда и увёз молодую жену после свадьбы. Сам он проработал в МТМ более сорока лет. В семье появилось на свет трое детей: сынок и дочки. Сейчас уже подрастают внуки и правнуки.
В доме у Марии Дмитриевны чистота и порядок. И тишина. Хозяйка всегда рада гостям и сетует, что скучно в одиночестве коротать зимние месяцы. Редко забежит соседка, или знакомые заглянут ненадолго. Она всем рада. А вот летом, когда в гости приезжают родные, дом оживает и наполняется весельем. А в приятных хлопотах молодеет и забывает о недугах бабушка.
Девятого мая 2014 года Мария Дмитриевна отметила свой 85-летний юбилей. Этот день для неё особый двойной праздник - праздник жизни, праздник Победы.