Первый пассажирский состав до станции Пурпе 18 апреля 1980 года доставил на Ямал 207 бойцов Всесоюзного ударного отряда "Молодогвардеец". Поезд был украшен лозунгом-транспарантом: "Даешь Уренгой!". Железнодорожный мост через реку Пякупур тогда еще не был построен, и первый состав прошел по пути, проложенному прямо по льду реки.
Было принято решение направить отряд в полном составе в строительно-монтажный поезд № 611. Путейцы СМП-611 в конце 1979 года приняли рабочую эстафету у СМП-329, базировавшемся в Ноябрьске, и приступили к укладке пути на своем участке. Как вспоминают первопроходцы, укладка велась беспрерывно, следом за путеукладчиком, по голой решетке, шли составы с грузами: трубами, строительными материалами. Работали путейцы круглосуточно, если, конечно, не мешали обстоятельства.
Бойцы отряда "Молодогвардеец" трудились на возведении объектов жилья и соцкультбыта: второй очереди школы, дома связи, фельдшерско-акушерского пункта. Небольшая группа молодогвардейцев трудилась на строительстве железнодорожных путей: их выправке, балластировке. Те, у кого не было специальности, получали ее в учебно-курсовом комбинате в Пурпе. Уже к началу января 1981 года на строительстве железной дороги Сургут – Уренгой было уложено более 70 километров пути, более 40 тысяч кубометров балласта, построено около 6000 квадратных метров жилплощади.
"Жизнь показала, что ударные комсомольские отряды были наиболее эффективной формой наполнения строек рабочими кадрами, - считает первый секретарь Тюменского обкома ВЛКСМ Геннадий Шмаль. - Откуда столь странное название? Все очень просто: в войну ударными назывались части элитные, вводимые в бой на решающем направлении".
Комсомольские отряды различались по принципу формирования. Были отряды сводные, как например, направленный в 1978 году на Уренгойское месторождение отряд добровольцев имени 18 съезда ВЛКСМ, в составе которого были 300 юношей и девушек из Украины, Эстонии и нескольких областей РСФСР. Или пятитысячный по счету Всесоюзный комсомольский отряд имени 25-летия Целины, который прибыл на стройки Западной Сибири весной 1979 года.
В него вошли молодые рабочие Москвы, Ленинграда, Молдавии, Закавказья, средней полосы России и Средней Азии. В сводном Красноярском краевом студенческом строительном отряде из 13 500 бойцов 10 000 человек были из Москвы, 2500 из Красноярска и 1000 - из различных городов страны.
Другие отряды формировались на базе одной республики или области. В течение первых нескольких лет в Западную Сибирь большинство комсомольско-молодежных кадров направляла Украина. Немало было молодежи из Татарии, Азербайджана, Башкирии, Московской, Ивановской областей, Краснодарской областей.
Состав первопроходцев был многонациональный. В Нижневартовске, например, работали представители 43 национальностей и народностей. В подразделениях строительной отрасли в 1980 году работали 16,5 тыс.и юношей и девушек из 60 республик, краев и областей страны.
Борис Олейник
ИА "Тюменская линия"