Говорят, время лечит раны. Это не так. Со временем притупляется боль сердца, но раны не заживают. Они дают о себе знать снова и снова…
Афганская война. Всё реже мы вспоминаем то время, когда наши мальчики надели шинели и пошли выполнять интернациональный долг. Из Абатского района через пламя войны прошли более сорока человек.
"Мои мальчики, так называю я ребят, которые несли службу в Афганистане, - пишет Вера Игнатова, создатель военно-патриотического клуба "Афганец". - Судьбу каждого из них я пропустила через своё сердце, они стали для меня родными. Мне удалось собрать их в единый организм, объединить в воинское братство и до сих пор поддерживать связь с каждым из них. Не любят воины-интернационалисты вспоминать о том, что было там, в далёком жарком Афганистане. Но всё происходящее за годы Афганской войны, не выжечь калёным железом. Это навсегда.
Сегодня я расскажу об удивительно смелом, честном, скромном, добропорядочном воине-афганце, с которым лично общалась и которому, к великому сожалению, так мало пришлось жить. Этот человек – Тютьев Евгений Адольфович. Мой рассказ основан на воспоминаниях его мамы Елены Францевны и его близкого друга Виталия Литовченко.
"Мой сын Евгений в 1980 году окончил 10 классов Старо-Маслянской средней школы и стал учиться на водителя в посёлке Маслянский Сладковского района. Затем был призван в ряды Вооружённых сил", - рассказывает Елена Францевна. - Призывался Женя из Сладковского района вместе с другом Виталием Литовченко. Друзья попали в десантные войска в Литву, где их целенаправленно начали готовить в горячие точки. В Афганистане Евгений служил санинструктором, достойно выполняя воинский долг. Письма писал редко, о том, как проходит служба, с родственниками не делился. После демобилизации работал водителем в Маслянском ПМК. Женя был общительным, у него было много друзей. С большим уважением он относился к старшему поколению".
А вот что вспоминает о своём друге Виталий Литовченко: "С Женей мы вместе учились в школе, с детства увлекались спортом, любили баскетбол. В 1975 – 1980 годы в составе сборной команды школы участвовали в соревнованиях и всегда побеждали. Среди мальчишек Женя был лидером. Мы мечтали служить в армии и обязательно попасть в ВДВ. Так оно и случилось. 8 мая 1981 года нас привезли в Тюмень на призывной пункт и вскоре отправили в Литву, в десантные войска. Женя попал в 301 учебный полк, где готовили санинструкторов, а я - в разведроту 265 учебного полка.
До конца "учебки" мы были всегда вместе. Когда через три с половиной месяца встретились в Афганистане, Евгений был уже "обстрелянный" солдат и ходил на боевые задания. Как сейчас помню его с санитарной сумкой и автоматом в руках. Однажды в Панджшере во время боя я получил контузию, и Евгений спас меня. Он был настоящим бойцом, хорошим санинструктором и надёжным человеком. В 1982 году в городе Кабуле Е. Тютьев был награждён медалью "За отвагу".
Самым счастливым днём был день нашего возвращения домой. 16 апреля 1983 года мы вылетели самолётом до Ташкента, далее на поезде - до Новосибирска, и, наконец, станция Маслянская.
После демобилизации мы продолжали дружить, но случилась трагедия. Как жаль, что сегодня его нет с нами. Мне его не хватает".
"Нам его тоже не хватает, - заканчивает своё повествование В. Игнатова. - 2 августа 2013 года Евгения Адольфовича Тютьева не стало. Он трагически погиб. Похоронен на кладбище в посёлке Майский Абатского района".
Татьяна Шелягина
Фото из памятного альбома Веры Игнатовой