Сретение Господне - праздник один из древнейших и почитаемых у христиан, который входит в число двунадесятых праздников, повествующих о земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече старца Симеона и Младенца Иисуса Христа в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. В переводе с церковнославянского "сретение" означает "встреча". Встреча двух эпох, двух миров – Ветхого и Нового – это самая главная и долгожданная встреча в истории человечества. Ещё в дохристианские времена по приметам наших предков считалось, что именно в середине февраля встречаются зима с весной. С этим поверьем связано немало традиций, примет и обрядов, дошедших до наших дней.
Праздник Сретения появился в IV веке и завершал цикл Богоявленских праздников, но свою самостоятельность приобрёл в конце V века – в первой половине VI века. Сретение Господне является непереходящим праздником и неизменно приходится на 15 февраля.
Предания повествуют нам о том, как Мария и Иосиф отправились с новорождённым младенцем из Вифлеема в Иерусалим. По Моисееву закону им полагалось посетить храм, чтобы посвятить сына Богу и принести в жертву голубя и ягнёнка. Семья жила скромно, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Так они воздали благодарность за рождение первенца. На пороге храма родителей с богомладенцем на руках встретил святой Симеон, который позже стал зваться Богоприимцем.
Старец ждал этой встречи много лет. Когда он переводил книгу пророка Исаии, прочёл загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Симеон усомнился, как дева (в значении "девственица"), может родить. Учёный хотел исправить слово "Дева" на "Жена" (в значении "женщина"). Но ему явился Ангел и сказал, что Симеон не умрёт, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Когда праведный старец взял Иисуса на руки, исполнилось то, что было предначертано. Свидетельницей той встречи стала 84 – летняя благочестивая вдова Анна пророчица, позже проповедовавшая в Иерусалиме о пришествии Мессии.
Это очень важный момент, наполненный одновременно радостью и светлой грустью. Старец держит на руках Спасителя, и весь мир в его лице исполняется Божеством и благословляется. Это уже не просто новорождённый ребёнок, а Богочеловек, сошедший на землю ради спасения людей. Его божественная суть подчёркивается сияющим нимбом над головой, изображённым на иконе. Богородица, сильно любившая своего сына и знавшая его дальнейшую участь, склоняет голову, принимая Волю Божью.
Верующие в этот день празднуют радостную встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса Христа праведные Симеон и Анна, являются для христиан примером того, как искренне принять Бога всей душой.
После праздничной литургии в этот день в православных храмах по заамвонной молитве совершается славление праздника, во время которого освящаются свечи и по установившейся традиции раздаются прихожанам, которые хранят их и зажигают во время молитвы на протяжении года.
В Русской Православной Церкви на праздник Сретения Господня традиционно отмечается также и День православной молодёжи.
В этот благодатный и светлый день в Петропавловском храме села Абатское состоялось торжественное богослужение в честь великого двунадесятого праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Всенощное Бдение с литиёй, песнопением и чтением праздничного канона предваряло торжественное наступление праздника.
В Божественную литургию собрались на совместную молитву местные прихожане и гости села Абатское.
После праздничной литургии настоятель храма Дмитрий Ядыкин обратился к верующим с проповедью и зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодёжи.
День великой Встречи Творца со своим творением учит нас верности и терпению. Вера ветхозаветных праведников, преданность божественным обетованиям, исполнившимся в тот святой день, свидетельствует, что слово Божие всегда истинно и Его любовь к человеку безгранична. Нужно только уметь ждать и верить.
Елена Гончар
Фото автора