К созданию грязелечебницы на озёрах Большой и Малый Тараскуль областные власти шли долго. Первые исследования полезных свойств сапропелевых грязей и минеральных вод стартовали в 1947 году. Учёные Свердловского НИИ курортологии обнаружили, что объём запасов этого природного средства составляет около 2 млн. тонн. В 1955 году Тюменский облисполком принял решение об организации грязелечебницы на озере Большой Тараскуль.
Повлияла на сроки строительства вспышка полиомиелита. Первые корпуса появились на юго-восточном берегу озера, и в 1958 году здесь приняли первых пациентов – детей из Ямала. И в дальнейшем главный акцент в своей деятельности здравница сделает на реабилитации юных пациентов.
За 69 лет реабилитационный центр "Большой Тараскуль" прошёл огромный путь. Значительно изменились методики и оборудование для восстановления пациентов. Четыре года назад в программу реабилитации для детей с ДЦП включены занятия на тренажёре "Гросс". Внедрена методика физиотерапевтического воздействия "Электросон". А через два года программу реабилитации дополнили высокотехнологичным комплексом для социального восстановления лиц с двигательными нарушениями на основе системы биологической обратной связи.
Отметим, что в санаториях Тюменской области в 2023 году отдохнули и восстановили здоровье 160 тысяч человек. Это на 22 % больше, чем годом ранее. А по количеству гостей, которых приняли тюменские здравницы, регион вошёл в топ-10 субъектов России.
Абатскому району 1955 год тоже принёс ряд знаковых событий
Одно из них – переезд Абатской школы в новое современное здание, в котором дети обучаются до настоящего времени. Об этом сообщается в "Энциклопедии Абатского района" Анатолия Бажина. "До 1936 года школа была семилетней, в 1939 году состоялся первый выпуск средней школы – 13 выпускников", - пишет автор.
Совет ветеранов педагогического труда Абатского района и лично Наталья Павловна Шамаль собрали о школе богатый материал. В сокращённом виде мы представим его нашим читателям: "История школы началась в 1868 году с двухклассной женской школы, потом в 1899 году открылось трёхклассное училище. В 1917 году оно было преобразовано в школу колхозной молодёжи. При школе был сад, огород, ферма (коровы, лошади): ученики вместе с учителями работали на этих объектах. Жизнь набирала темпы.
Росло население, нужна была новая школа, так как старое здание уже не вмещало всех желающих учиться. В 1932 году был заложен новый фундамент школы, но вскоре строительство было приостановлено. Тогда директор школы рабочей и крестьянской молодёжи Федот Тарасович Ребенок неоднократно ездил в Омск (тогда это был наш областной центр), спорил, доказывал необходимость строительства новой школы.
В 1936 году строительство в основном было закончено, и к началу 1936-37 учебного года гостеприимно распахнула двери первая в районе новая Абатская средняя школа.
Из деревень ребят в школу никто не возил. Это было заботой только родителей и самих учащихся. Учащимся, пришедшим в новую школу, не всем посчастливилось стать первыми выпускниками средней школы, так как трудности предвоенной жизни заставили многих идти на производство. К тому же не было ещё и закона о всеобщем среднем образовании, и обучение в старших классах было платным – 150 рублей в год.
С высоты сегодняшнего дня многим покажется это странным, ведь нынешнее поколение получает не только бесплатное образование, но и учебники, а многие и бесплатное питание. Но так действительно было!
Несмотря на трудности, тяга к учёбе у молодёжи была большая. В 1937-38 учебном году в школе организовалось уже два восьмых класса.
К открытию средней школы коллектив учителей уже сложился, в основном это были педагоги неполной средней школы и выпускники Ялуторовского педтехникума. Единственным учителем, имеющим учительский институт, был математик Фёдор Григорьевич Иванов. У Екатерины Петровны Ершовой, учителя, было незаконченное высшее. У всех учителей, а их было немало, может быть, не всегда хватало знаний, но было горячее желание научить детей, воспитать их людьми с большой буквы и привить желание прилежно учиться. И. Кузмин, Е. Ершова, А. Мальков, Л. Аникина, А. Бахтина, А. Кибардин… Кстати, вот что пишет выпускник Абатской средней школы Л. Крупчанов в своей книге "Слово рядового XXстолетия": "Школа представляла собой большое, добротное деревянное здание с "удобствами" на улице, куда мы бегали налегке в любой мороз.
Из учителей помню рано умершего (65-ти лет) историка Кибардина. Помню по теме "Крестьянская война в Германии" цитату из бюргеров: "Крестьянин, что кунжутное семя: чем больше жмёшь, тем больше выжимаешь масла!" Федот Тарасович Ребенок, небольшого роста, без руки и, видимо, без особого образования. Когда в коридоре, на перемене, Мишка Косяков запрыгнул ему на спину и, погоняя, стал понукать, окружающие не сразу поняли, что Мишка едет на учителе.
Потом на учительском совете, характеризуя дисциплину в школе, Федот Тарасович изрёк фразу, которая до сих пор вспоминается на встречах выпускников: "Я рю до чиво дойщло: ушеники на ушителях верьхом издиють". Вскоре историю стал преподавать Афанасий Васильевич Никитин. Русский язык вели супруги Бабичевы, затем новый учитель, которого ученики почему-то прозвали "Шпонькой". Директор школы математик Фёдор Григорьевич Иванов, также употреблявший иногда "местные" слова, был спокойным, можно сказать, невозмутимым человеком".
Не одно поколение абатчан говорит большое спасибо тем, кто стоял у истоков становления Абатской средней школы № 1. В архиве школы хранятся фамилии более 150 учителей школы, её завучей, директоров, работавших здесь в разные годы. Обо всех не расскажешь в одном газетном материале. Но о тех, кто много делал для школы, села, сказать надо, хоть немного.
Фёдор Григорьевич Иванов в 1936 году после окончания института был направлен в нашу Абатскую школу. До этого за плечами Ф. Иванова служба в армии, работа в одном из хозяйств Челябинской области (родом Фёдор Григорьевич был из Пермской губернии), учёба на рабфаке в Шадринске, Тюменском учительском институте. И вот он в нашей школе. Вручая направление, в облоно ему сказали, что школа эта перспективная и в скором времени будет средней. Не прошло и двух лет, как Фёдор Григорьевич стал первым директором единственной средней школы в районе.
Вместе с ним тогда трудились и во всём помогали молодому директору В.М. Десятова, Н.Д. Дроздова. Сколько проблем, сколько тревог и забот! Не меньше их и сейчас у нынешнего руководства!
Фёдор Григорьевич во время 20-летнего юбилея школы вспоминал: "В 1939 году у нас был первый выпуск, который я запомнил навсегда. Их было 13. Они разъехались по разным уголкам нашей необъятной родины, честно трудятся в различных отраслях хозяйства. А Евдокия Лаврентьевна Никитина и Анна Васильевна Шаньгина остались в родном селе"…
Да, отрадно отметить, что в 1957 году школа была уже не та. Радовал прежде всего такой факт, как образованность учителей. 30 из 58 имели высшее образование. 16 учителей школы являлись её выпускниками (не то что в 1936, когда учителя учились вместе с учениками и знаний катастрофически не хватало).
Когда началась война, на фронт ушли ребята и девушки, а также некоторые учителя, среди которых был и директор. Он воевал в самое тяжкое для нашей Родины время. В одном из боёв был контужен, ранен, взят в плен.
После освобождения из плена он вернулся домой и начал трудиться в своей родной школе – преподавал труд".
В разное время в состав педагогического коллектива входили легендарные учителя: Алексинская Юлия Павловна, Иванов Фёдор Григорьевич, Гусаров Тимофей Максимович, Фролов Мстислав Иванович, Костецкий Вальтер Фёдорович, Ерёмина Вера Степановна, Пушкарёва Нина Михайловна, Васильева Мария Леонидовна, Михеев Михаил Михайлович, Скипина Клавдия Семёновна, Пилипенко Анна Агеевна и другие. Среди них шесть заслуженных учителей РФ, девять орденоносцев РФ и СССР, 23 обладателя нагрудного знака "Отличник народного просвещения".
Сегодня МАОУ "Абатская СОШ № 1" – это школа, которая продолжает традиции своих коллег, активно внедряет инновационные образовательные программы. Главное направление в работе школы – это обеспечение обучающихся качественным доступным средним общим образованием, создание условий для всестороннего развития личности. С 2010 года школа первой начала внедрять новые федеральные образовательные стандарты. Большое внимание педагогический коллектив уделяет развитию здоровьесберегающей образовательной среды, осуществляется предпрофильная подготовка старших школьников.
Юлия Леонтьева
Фото из архива Абатской СОШ № 1