Названы мошеннические схемы на площадках бесплатных объявлений

Фото: Сергей Мжельский, ИА "Тюменская линия"

Киберполицейские проанализировали все преступления, совершенные на площадках бесплатных объявлений за неделю, и подготовили своеобразный антирейтинг, сообщает управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ.

Самой распространенной схемой остается продажа несуществующего товара или услуги (46%). Злоумышленник публикует привлекательное объявление о продаже товара или услуги, получает предоплату и прекращает общение.

Тюменцев привлекают объявления о продаже популярной техники (iPhone, ноутбуки) по заниженной цене, предложение стройматериалов (пиломатериалы, банные комплексы) или мебели, аренда квартиры без реального просмотра, предоплата за ремонт автомобиля.

12% пострадавших повелись на фишинг через фейковые страницы оплаты. Мошенник высылает жертве ссылку на поддельную страницу, имитирующую сайт известного сервиса (доставки, маркетплейса), куда пользователь вводит данные своей банковской карты, после чего средства с нее списываются.

Мошенники ссылаются на фальшивые сервисы, маскирующиеся под "Ozon Treker", "Альфа Трео" или "СДЭК", и требуют оплаты "страховки" или "доставки" для завершения сделки.

Под видом работодателя скрывалось до 8% мошенников. Они предлагали высокооплачиваемую работу или подработку от имени известных компаний с предложениями "заработка на лайках", участия в продвижении товара на маркетплейсах - фиктивное трудоустройство в "Яндекс", "Ozon", предложение подработки с установкой определенных приложений.

До 10% обмана связано с предоплатой через Систему быстрых платежей (СБП). Продавец настаивает на мгновенном переводе предоплаты через СБП по номеру телефона. После получения денег он блокирует связь.

Не пренебрегают мошенники и вымогательством под видом возврата средств (6%). После неудачного платежа (часто инсценированного) мошенник, представляясь службой поддержки, предлагает "вернуть деньги". Для этого он запрашивает данные карты или код из SMS, под предлогом подтверждения операции. Сообщив об "ошибке платежа", они просят перейти по ссылке для возврата, требуют назвать код из SMS для "подтверждения возврата".

В 5% случаев мошенники крадут данных через удаленный доступ. Злоумышленник под видом технической поддержки, покупателя или продавца убеждает жертву предоставить удаленный доступ к компьютеру или телефону или установить вредоносное программное обеспечение. Их сообщения, как правило, звучат требовательно: "Для совершения сделки необходимо установить это приложение", или "Дайте мне доступ к экрану, чтобы проверить функционал товара".

Используют жулики и достижения социальной инженерии (4%). Мошенник имитирует неправомерный доступ к аккаунту гражданина, после чего представляется сотрудником банка, правоохранительных или других официальных органов. Под предлогом "защиты от мошенников" или "блокировки счета" он выманивает конфиденциальную информацию или убеждает перевести деньги на "безопасный счет".

"Еще 9% это другие методы обмана, которые нельзя напрямую отнести к кибермошенничеству, например, отказ арендатора вернуть взятую напрокат вещь или сбыт краденого имущества через площадки бесплатных объявлений", - отмечено в сообщении управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ.

Подробная информация о защите от кибермошенничества - на сайте стопмошенники72.рф.

ИА "Тюменская линия"

Поделиться: