Правила, как уберечь накопления от посягательств мошенников, назвали жителям Тюменской области эксперты регионального отделения Банка России. По-прежнему один из самых распространенных способов обмана – это телефонные звонки.
"Чаще всего звонят от якобы сотрудников службы безопасности банков, Центробанка, силовых структур (полиции, ФСБ) операторов сотовой связи. Также представляются сотрудниками портала Госуслуг, социального или пенсионного фонда, медицинских организаций", - рассказали корреспонденту информационного агентства "Тюменская линия" в региональном отделении регулятора.
Мошенники действуют точно, используют самые важные темы
Основные темы звонков - на вас оформлен кредит или выявлена подозрительная операция по карте, необходимо срочно перевести деньги на специальный безопасный счет. Кроме того, это может быть новость о проведении следствия и просьба о помощи в задержании преступников. Или истекает срок действия сим-карты, совершена попытка смены пароля на Госуслугах, необходимо пересчитать пенсию из-за неучтенного трудового стажа, переоформить медицинский полис, пройти диспансеризацию.
В числе новых схем - некорректная установка или помощь в установке самозапрета по кредиту, замена приборов учета или установки фильтров от имени сотрудников водоканала, получение посылок от имени сотрудников Почты России и популярных маркетплейсов.
"Мошенники обычно используют психологические приемы, с помощью которых выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету. Но вычислить их можно по следующим признакам: незнакомцы звонят или пишут вам по своей инициативе. Разговор всегда идет о ваших деньгах – как их спасти или приумножить (списание со счета, кредит, заработок, компенсация, выигрыш).
Собеседник втягивает вас в разговор и пытается вызвать сильные эмоции – испуг, радость или любопытство, сочувствие. У вас пытаются выманить какие-то банковские данные, пин-коды, пароли из СМС-сообщений. Вас торопят, запутывают, не дают времени подумать или перезвонить в банк. Например, надо срочно действовать, никому не рассказывайте", - пояснили механизм действия преступников в отделении Банка России.
Самоконтроль и критическое мышление выручат жертву
Таким образом мошенники добиваются того, что их жертва теряет самообладание, перестает критически мыслить и совершает ошибку. Вместе с тем надо понимать, что проверить поступающую от них информацию легко. Но прежде всего, если вам позвонили от имени банка, Центрального банка, полиции, ФСБ, социального фонда, сотового оператора, медицинских учреждений или портала Госуслуг и особенно через мессенджер, сразу же прервите разговор и положите трубку.
При любых сомнениях позвоните в свой банк и уточните, все ли в порядке со счетом. Номер контакт-центра указан на оборотной стороне карты или на сайте банка.
Второй совет: ни в коем случае не сообщайте незнакомцам личные и банковские данные, любые коды и пароли, под каким бы предлогом их ни пытались узнать, и не переводите деньги по указаниям неизвестных лиц. Безопасных, специальных, резервных счетов в Центробанке не существует!
Самозапреты, сервис "второй руки" и период охлаждения приняты в 2025 году
Сразу несколько законодательных инициатив, приятных в 2025 году, призваны повысить финансовую ответственность банков и усилить борьбу с кибермошенничеством.
Самозапрет на выдачу кредита - это добровольное ограничение, которое устанавливает человек, чтобы нельзя было оформить кредит на его имя. По данным сайта стопмошенники72.рф возможностью уже воспользовались 29 % жителей Тюменской области. Его можно установить на все виды потребительских кредитов и займов, которые оформляют банки и микрофинансовые организации.
Установить самозапрет можно на портале Госуслуги и в МФЦ. Суть механизма в том, что банки и микрофинансовые организации обязаны проверять наличие самозапрета в кредитной истории потенциального заемщика, запрашивать информацию в Бюро кредитных историй. Если он есть, то человеку откажут в выдаче кредита. Если, несмотря на запрет, кредит все же был выдан, то финансовая организация не сможет потребовать от заемщика вернуть долг.
Банки обязаны выявлять признаки мошенничества при снятии наличных в банкоматах. Банк России определил девять признаков – это нехарактерное для человека поведение при снятии денег. Например, непривычное время суток, нетипичная (очень крупная) сумма или местонахождение банкомата. Кроме того, запрос на выдачу средств несвойственным клиенту способом, например не с карты, а по QR-коду или цифровой (виртуальной) карте. Наличие у кредитной организации информации, что как минимум за шесть часов до операции у человека изменилась активность телефонных разговоров, выросло количество смс-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
Если банк посчитает операцию подозрительной, то немедленно уведомит клиента об этом и на 48 часов введет лимит на выдачу денег через банкоматы – до 50 тыс. рублей в сутки. За двое суток человек может осознать, что его обманывают мошенники. А в том случае, если преступники уже получили доступ к счетам и картам, заблокировать их.
Если опасения банка оказались напрасными, а деньги нужны срочно, снять больше 50 тыс. рублей в сутки можно будет в отделении банка. Клиент должен обратиться туда с паспортом. Такая мера позволяет минимизировать количество случаев, когда граждане снимают деньги под воздействием мошенников, отдают их третьим лицам для зачисления на "безопасные" счета.
Во всех банках заработал сервис "второй руки". Он позволяет клиентам банков заручиться помощью близких при проверке операций по счету. Можно выбрать в качестве своей "второй руки" любого человека, которому вы доверяете. Если платеж, перевод или снятие денег покажутся помощнику подозрительными, он сможет их остановить. При этом у помощника не будет доступа к вашему счету и возможности проводить по нему какие-либо операции. Механизм поможет подстраховать наиболее уязвимых граждан, в первую очередь пожилых людей, которым бывает сложно самим вычислить преступников.
Для кредитов и займов от 50 тыс. рублей введен период охлаждения. Банки и микрофинансовые организации будут выдавать заемщикам крупные суммы не сразу – с отсрочкой до двух дней. Это время должно помочь человеку принять взвешенное решение и вовремя отказаться от ненужного либо оформленного под влиянием мошенников кредита или займа. Для кредитов и займов от 50 тыс. до 200 тыс. рублей период охлаждения будет длиться четыре часа после подписания договора. Сумма больше 200 тыс. рублей поступит на счет заемщика только через 48 часов.
Если банк или МФО выдадут деньги раньше срока, то они не смогут требовать возврата долга у клиента. Период охлаждения не распространяется на кредиты и займы до 50 тыс. рублей. А также на целевые кредиты, которые идут на оплату образования, покупку недвижимости или машины в автосалоне, рефинансирование ранее выданных кредитов и займов без увеличения размера долга. В этих случаях риск мошенничества минимален.
Дропперы не смогут снять через банкомат больше 100 тыс. рублей в месяц. Если счета или карты человека засветились в мошеннических схемах и попали в базу дропперов, банк установит по ним лимит на снятие денег в банкоматах. Чтобы получить на руки большую сумму, нужно будет обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.
Это не первые ограничения, которые затронули дропперов. Они уже сталкивались с ограничением сумм онлайн-переводов себе и другим людям, блокировкой карт и дистанционного банковского обслуживания. Новые ограничения не дадут мошенникам с легкостью выводить похищенные деньги через дропперов. А жертвам обмана будет проще вернуть свои сбережения.
Оксана Корнеенкова, ИА "Тюменская линия"


