Посмотреть фильм или почитать книгу?

Французский писатель Дени Дидро некогда сказал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Это мнение разделяют многие специалисты, уверенные в том, что человек не может ни о чём думать, если ничего не читает. Что даёт чтение книг человеку? Оказывает ли вообще литература влияние на человека? Что лучше – читать книгу или смотреть фильм?

Эти вопросы интересуют многих из нас. Некоторые до сих пор не могут взять в толк, зачем тратить время и силы на чтение, если включить телевизор, открыть ноутбук или сходить в кино намного проще. Давайте разберёмся, кто же прав в этом споре: фанаты кино или книг?

Наверняка вы не раз слышали, что читать книги полезно. Почему? Во-первых, увлечение литературой позволяет эффективно снимать стресс, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, а также развивать внимание, творческие способности и эмоциональный интеллект. Во-вторых, при знакомстве с художественным текстом наш мозг работает совсем не так, как при просмотре фильма, и это даёт книголюбу ряд преимуществ перед киноманом.

Посвящая время чтению, мы одновременно "тренируем" самые разные отделы мозга: работают зоны, отвечающие за зрительное восприятие, речь, воображение, ассоциативное мышление и эмоции. Нервные волокна покрываются более плотным слоем проводящего вещества — миелина, и это действительно спасает от многих заболеваний мозга, например, от болезни Альцгеймера.

Если при чтении мозг активно работает и тратит на это море энергии, то просмотр фильма помогает ему отдохнуть. У зрителя нет необходимости распутывать клубок из сюжетных нитей и пытаться понять, чего же хотел автор, — можно расслабиться и просто идти по тому пути, который проложила съёмочная группа. С одной стороны, это печально — никакого простора для воображения: персонажи и локации выглядят так, как решили режиссёр и художники по гриму, костюмам и декорациям. С другой — так мы экономим время и силы, всё ещё получая удовольствие от новой информации.

Не стоит забывать и о том, что в кино бывают шикарные спецэффекты и закадровая музыка, а экранизация литературного произведения может помочь за короткое время ознакомиться с сюжетом на несколько сотен страниц. Но как бы ни старались режиссёр, сценарист и актёры, им не удастся перенести на экран все подробности, мысли персонажей и описания.

В связи с этим вашему вниманию ниже будут представлены бестселлеры русской художественной прозы, по мотивам которой созданы захватывающие киноленты.

Иванов Алексей Викторович. Ненастье [Текст]: роман/ А.В. Иванов. - М.: АСТ, 2015. - 637, [3] с. "2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана - то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в "лихие девяностые", когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про Ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, - но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаяние имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье - это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни".

Литвинова Анна Витальевна. Ныряльщица за жемчугом [Текст]: роман / А.В. Литвинова, С.В. Литвинов. - М.: ЭКСМО, 2014. - 313, [7] с. Надя Митрофанова была счастлива: наконец-то они с Димой решили обустроить семейное гнёздышко. Просмотрев множество вариантов, она нашла просто идеальную квартиру. Однако едва они переступили её порог, Надя сразу пожалела о своём выборе - продавцом оказалась ослепительная мулатка Изабель. Естественно, Дима не остался равнодушен к её чарам, и когда Изабель позвонила ему среди ночи, попросив о помощи, он, не раздумывая, помчался к ней. Как выяснилось, кто-то разбил аквариум в салоне красоты, где она работала, и выложил из мёртвых рыбок фигуры синхронного плавания. Когда-то Изабель занималась этим видом спорта, но не могла припомнить ничего такого, за что ей могли бы мстить. Случилась, правда, во время соревнований в Японии одна неприятная история, она давно и думать о ней забыла. Но через некоторое время убить попытались уже саму Изабель…

Любенко Иван Иванович. Маскарад со смертью [Текст]: роман/ И.И. Любенко. - М.: ЭКСМО, 2018. - 410, [6] с. Выйдя в отставку, Клим Пантелеевич Ардашев, бывший начальник Азиатского департамента МИД в России, мечтал о жизни провинциального отшельника-сибарита. Но не тут-то было: неожиданно убивают его знакомого ювелира Соломона Жиха, а тот в предсмертной записке просит Ардашева позаботиться о его красавице-жене Кларе… Расследование трагической смерти Жиха заводит Ардашева в дебри человеческих чувств и отношений: любовь оборачивается предательством, а предательство – прощением…

Михалкова Елена Ивановна. След лисицы на камнях [Текст] / Е.И. Михалкова. - М.: АСТ, 2018. - 382, [2] с. У детективов Макара Илюшина и Сергея Бабкина необычное дело. Их клиент - убийца. Впрочем, было ли убийство? Или это чья-то чудовищная мистификация? Поиск жертвы, которой не было, подобен игре в салочки с призраком. Поднимаются тени прошлого, открываются давно забытые тайны, причудливо сплетаются правда и ложь. Победителей не будет. Сумеют ли детективы Бабкин и Илюшин не проиграть? И не разведёт ли их огненный лисий хвост по разные стороны баррикад?

Платова Виктория Евгеньевна. Купель дьявола [Текст]/ В.Е. Платова. - М.: Э, 2017. - 412, [4] с. Что может связывать фартового вора, известного коллекционера и преуспевающего молодого бизнесмена? Только смерть! Всех троих убивает картина старого голландского мастера, обладателями которой они были. Их смерть кажется необъяснимой. Такой же необъяснимой, как и сходство новой хозяйки картины, владелицы крохотной арт-галереи Кати Соловьёвой, с изображённой на полотне рыжеволосой красавицей. Шлейф мистических смертей тянется из далёкого прошлого, но у картины-убийцы есть соучастники и в настоящем...

Познакомившись с данными произведениями, вы поймёте одну простую истину: кино и литература – это два разных вида искусства. Поэтому выбирать между фильмом и книгой – всё равно, что спорить, что лучше: живопись или балет. Так что оставайтесь при своём мнении и не ограничивайте себя: читайте хорошие книги и смотрите интересное кино – только тогда вы получите и пользу, и удовольствие в полном объёме.

Анна Клишева, библиограф ЦРБ

Поделиться: