От детектора дыма до дезинфектора курьерских сумок: как дети создают свои инженерные проекты?

Фото: admtyumen.ru

Ежегодно в Центре робототехники и АСУ Тюменской области ученики создают порядка 150 проектов по робототехнике, программированию, созданию компьютерных игр, нейросетям, 3D-моделированию. Некоторые из них созданы совсем юными ребятами, которые освоили азы инженерной науки и показывают свои труды и знания на примере простых устройств и программ. Есть проекты более сложные, которые отвечают требованиям не одного года обучения. Как правило, такие работы подготовлены школьниками постарше.

Так, Никита Трубин, ученик РобоЛаба, сам собрал и запрограммировал автоматическую кормушку для домашних животных. В нее встроен датчик движения, который срабатывает каждый раз, когда питомец подходит к миске. Очевидно, что сейчас существует много подобных автоматизированных устройств для кормления животных. Но суть проекта юноши в том, что он смог самостоятельно собрать свой аналог, опираясь на свои знания, помощь преподавателя и желание сделать полезную вещь. Так и другой ученик Центра робототехники, Владимир Мартьянов, который сегодня уже является молодым тюменским инженером и успешно принимает участие во всероссийских конкурсах, начинал с самостоятельной сборки 3D-принтера и лазерного станка.

Казалось бы, и то, и то уже существует, почему бы не сделать нечто совершенно новое. Но Владимир с нуля собирал свои проекты, разбираясь в каждой детали, в каждой схеме и принципе работы. Так ему удалось не просто собрать аналог дорогостоящих машин, но и внести в них свои правки, которые действительно улучшили работу. С проектом лазерного станка и 3D-принтера Владимир становился призером и победителем областного Чемпионата на Кубок Губернатора Тюменской области.

Урозалиев Иброхим, Шевелёв Леонид и Аскеров Айзер решили обезопасить школьников, которые занимаются лазерной резкой в школьной мастерской. Иногда из-за перегрева материалов при резке лазером происходит задымление. Чтобы этого избежать, ребята создали детектор дыма. Теперь они сразу узнают, когда стоит немного остановить работу. Таким образом устройство обезопасит многих людей от потенциального возгорания материалов на рабочем месте.

Другой подход к созданию проектов продемонстрировали Анна Комлева и Екатерина Серебренникова. Чтобы создать работающий прототип устройства для дезинфекции курьерских сумок, девушки провели полноценное исследование: проверили гипотезу о частом заражении курьерских сумок, в том числе COVID-19, в биологической лаборатории протестировали несколько имеющихся способов обработки от бактерий, создали несколько прототипов. В итоге ученицы получили полноценное устройство, позволяющие дезинфицировать сумки курьеров доставки с эффективностью до 70%. Этот проект, конечно же, имеет практическое применение и уже может тестироваться на практике.

Много проектов создают ребята для облегчения своих школьных будней. В разные года мы видели школьный онлайн-ежедневник, прибор для учителя физкультуры для автоматического замера челночного бега и прыжков в длину. В этом году список пополнился детектором дыма, который ученики РобоЛаба - Урозалиев Иброхим, Шевелёв Леонид, Аскеров Айзер, сконструировали для отслеживания задымленности при лазерной резке в школьной мастерской.

Идеи для проектов разнообразны. Они могут появляться в процессе обучения в лаборатории, могут предлагаться преподавателем. Но бывает, что ребята сразу знаю, какой проект хотят создать, а точнее, для какой цели. В любом случае, педагог помогает ученику в реализации проекта, закрепляет полученные ребенком знания в процессе проектной деятельности.

Татьяна Беляева, директор ГАУ ДО ТО "РИО-Центр": "Наша цель не столько помочь ребятам в дальнейшем практическом применении их проектов в жизни, сколько в доработке и самом функционировании, чтобы ребенок мог отточить практические навыки, ведь выпускные проекты ребят, в первую очередь, показывают обретенные ими знания за время обучения.

Конечно же, есть ученики, которые изначально хотят сделать свой проект социально-направленным, в таком случаем мы помогаем с его тестированием, приглашаем региональные компании на защиту проектов, чтобы ребенок получил экспертное мнение о своем проекте и возможностям его внедрения".

Источник: Департамент информатизации Тюменской области

Поделиться: