Последнее письмо, истлевший
жёлтый лист,
А в нём сады цветут
и соловьиный свист.
Бомбёжка, артналёт
и миномётный шквал,
О том с войны сын маме не писал.
Приветы брату, всем родным,
сестрёнкам…
Обогнала письмо то похоронка!
В бою неравном был убит врагом,
И горе чёрное накрыло отчий дом.
Через неделю снова почтальон
Стучит с утра в знакомое окно.
- Максимовна, письмо тебе
от сына.
Ошибка приключилась,
ты прости нас.
Надежда в сердце матери
проснулась,
- Живой! - она сквозь слёзы
улыбнулась.
- Воюет сын, здоров и полон сил!
Вот звание старшого получил!
Но, глядя на безжалостную дату,
Окаменела мать убитого
солдата.
Ни вздоха, ни слезинки, ни упрёка -
И рухнула на лавку у порога.
А после всё ждала, ждала, ждала,
Ждала, когда закончилась война.
Десятки лет не уставала ждать.
Надежду только смерть
смогла отнять.
Это стихотворение посвящено моему дяде, старшему лейтенанту Куликову Анатолию Моисеевичу, 1922 года рождения, уроженцу села Полозаозёрье Бердюжского района Тюменской (ранее Омской) области, выпускнику Омского военного училища. Он был призван на фронт Бердюжским РВК, воевал на Северо-Западном фронте в составе 384 стрелковой дивизии 1276 стрелкового полка в должности командира миномётной батареи.
Находясь в самом пекле боёв, лейтенант Куликов в минуты затишья писал письма домой, наполненные теплом и заботой о близких. Последнее письмо было отправлено 18 мая 1942 года и было получено позднее извещения о смерти: "Привет с фронта. Здравствуйте, дорогие мама, сестрицы Лида, Надя и братец Шура! Шлю я вам свой чистосердечный командирский привет и желаю всего наилучшего в вашей колхозной жизни. В первых строках сообщаю, что я жив и здоров. Получил от вас письмо, писаное 3 мая, за которое сердечно благодарю. Письмо шло 14 дней. Мама, я узнал, что наш дядя Дмитрий погиб. Он оказывается воевал на нашем участке фронта. Ну ничего, враг за кровь кровью и поплатится.
Да, мама, какое весёлое время, какое счастье задерживает война. Посмотришь на природу, сердце радуется, кругом зелено, кругом всё цветёт, только бы жил да радовался, но, мама, счастье наше не прошло, будущее всё впереди, переживём трудности, потом нам ничто не страшно будет. Я за период войны испытал всё, чего не мог испытать человек, проживший 80-90 лет, и всему научился, чего не знал. Теперь для меня ни огонь, ни вода не страшны, организм ко всему закалился, ко всем условиям и к любому климату. Мама, пропишите, получаете нет письма от лелька Фадея? Я ему писал три письма, но всё нет ответа.
Мама, Вы пишете, что Шура Волков находится на Калининском фронте, а я нахожусь на Северо-Западном, в общем говоря, соседи. Мама, я написал два письма про жизнь колхозников. Одно про колхоз "Хлебороб" и другое про "Путь социализма". Прошу передайте письма в редакцию райгазеты. Пока, до свидания! Пишите чаще письма и пришлите фотокарточку с Нади. Привет всем родным и знакомым! К сему - А.М. Куликов. Сообщаю, что мне присвоили звание старшего лейтенанта. Прошу, пропишите, получали вы или нет перевод на 200 рублей, посланный 18 мая".
Сколько же надо было иметь мужества и самообладания юному лейтенанту, чтобы среди грохота непрерывных тяжёлых боёв, ежедневно теряя своих товарищей, видеть и описывать красоту природы, рассуждать о скором счастье и светлом будущем? Свято верить в Победу над противником, в разы превосходящим по вооружению и численному составу. Стойко переносить все невзгоды и лишения фронтовых условий. Таких героев, как он, - миллионы. Юношей, которые мало успели за свою короткую жизнь. Они не совершили выдающихся ратных подвигов, не успели получить ордена и высокие воинские звания, но их кровью полита земля, на которой цветут и благоухают сады, поют птицы, смеются и радуются дети, живём мы с вами мирной спокойной жизнью.
1276 стрелковый полк, имея малочисленный состав, почти полностью был уничтожен в кровопролитных боях в июне 1942 года. Только небольшой группе под командованием лейтенанта Колесника, состоящей из бойцов комендантского взвода, миномётчиков, разведчиков и сапёров, общей численностью 43 человека, удалось задержать противника на северной опушке рощи в полутора километрах юго-западнее деревни Гридино.
Старший лейтенант Куликов Анатолий Моисеевич погиб 3 июня 1942 года. Место захоронения:- д. Рамушево Старорусского района Новгородской области. Мать, Куликова Евпраксия Максимовна, до конца своей жизни не хотела верить в гибель сына, ждала до последнего вздоха.
Ирина Харитонова
Фото из семейного архива Куликовых